Рождество нарисованного младенца

Восемь художников — одна душа

В галерее “Сол Арт” на Солянке — необычная выставка. Прежде всего интригует тайна, которая окутывает ее создателей. Проект “Рождественская неделя” — творение группы художников, объединенных именем “Пазарх”. Они анонимны, скромны и едины в восьми лицах. Их работы — одно целое, хотя их жизнь подчинена разному темпу, темпераменту и географии: Латвия — Россия — Грузия.


В работе группы условно можно выделить четыре направления. Это резьба по дереву, сухая акварель, роспись по шелку. Четвертая, очень самобытная тема — самодельные ковры из валяной шерсти, разрисованные портретами, пейзажами и просто полутонами. При этом не имеет смысла спрашивать “пазархов”, кто из них резчик, кто валяльщик или каменотес. От прямого ответа они искусно уклоняются, намекая лишь, что каждый из них умеет все.

На первый взгляд кажется, что художники обращаются со словом очень небрежно, нарекая свои работы первыми пришедшими в голову звуками. Вот, например, композиция, названная несуществующим словом “Ориэнта”. Это — стилизованная роза ветров из красного дерева, один луч которой несколько длиннее собратьев и украшен вкраплениями полированного янтаря и природных камней. Случайно или нет, но стоит постоять перед “Ориэнтой” подольше, и хочется двигаться именно в том направлении, куда указывает луч.

Вот “Буква” — первая буква того Слова, Которое Было В Начале Всего! Со стены смотрит на нее бритоголовый Пазарх с глазами, полными грусти и тоски, — древний мальчик, приснившийся одному из своих “отцов”, полюбившийся и ставший символом объединения всей группы. Мудрость единения, отказа от индивидуальности осознаешь, только впитав всю экспозицию целиком. Есть гармоничное целое, и какая разница: кто держал кисть, а кто стамеску? Все дышит, благоухает и одухотворено, потому как сделано из природных материалов, привезенных с холмов Грузии, побережья Рижского взморья, дальневосточной тайги и вершин Алтая.

— Все — воля случая. Алтай и Рождество многое значат в истории нашей группы, — рассказывают художники. — Именно алтайские эскизы, написанные в рождественскую ночь 1989 года, положили начало нашей группе. Сейчас они реализованы в материалах.

— Почему вы из своих имен делаете тайну и запрещаете вас фотографировать?

— Внимание должно быть отдано работе — по тому, что приготовлено, можно понять, к кому идешь. А имена, пожалуйста, назовем: Александр, Дмитрий, Гия, Давид, Павел, Владимир. Еще двое приехать не смогли.

— Ваши работы называют оберегами — как это понимать?

— Все то, что сделано чистыми руками, в добром расположении духа, может вполне определяться как оберег. Это можно сравнить с тем, как мать готовит ребенку еду.

А напоследок корр. “МК” задержалась перед композицией “Календарь поэтов”, на который и направляла стрела “Ориэнты”. В округлой строгой раме натянуто яркое полотно, а к нему беззащитно прижалась деревянная пирамидка цвета нежнейшего липового меда. Привычных дней, складывающихся в месяца, декады, года... тут нет и в помине. Зато есть “Лунность, Солнечность, Бытие, Небытие. Открытость дня и таинственность ночи. Посмотрев на эти поэтические часы, мне вдруг вспомнилось, что за окнами — декабрьская метель, преддверие Рождества, и я ощутила себя поэтессой…

“Рождественская неделя” группы “Пазарх” продлится в “Галерее на Солянке” по 12 января 2005 г.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру