Месть угрюмого

Солдат отравил таллием три десятка сослуживцев

Это уголовное дело с самого начала назвали беспрецедентным в общей череде армейской преступности. Следствие не допустило ни одной утечки. Но “МК” все же удалось выяснить шокирующие подробности трагедии, разыгравшейся в авиационной части на Дальнем Востоке.

Преступление в духе Агаты Кристи: солдат-срочник, мечтая отомстить троим обидчикам-сослуживцам, подсыпал в общую сахарницу... таллий. В результате тяжело отравились 33 бойца, один из которых скончался. Самое главное, что среди пострадавших не оказалось тех, кому предназначался яд...


В начале нынешнего лета информагентства сообщили в общем-то ничем не примечательную и весьма туманную информацию: солдаты из авиационной воинской части близ Благовещенска якобы нашли на помойке емкость с каким-то белым порошком и решили, что это тальк, а потому кинулись применять по назначению — посыпали им портянки. Но потом, говорилось в сообщениях, бойцы почему-то подумали, что это наркотик, и стали его активно нюхать. В результате с признаками сильнейшего отравления были госпитализированы 33 человека, один из них умер.

Правда оказалась страшнее.

Виталия Смирнова, жителя Татарстана, призвали 23 июня прошлого года. Служить он попал в батальон аэродромно-технического обеспечения одной из частей дальневосточного авиагарнизона Возжаевка. С коллегами по солдатскому цеху ему не очень-то повезло: рядовые Голиков, Ромаданов и Гринвальд постоянно издевались над парнем, оскорбляли его, обзывая “тормозом” и “угрюмым”. Но, правда, бить не били. Тем не менее Смирнов не желал терпеть и этого, решил отомстить обидчикам, воспользовавшись подвернувшимся случаем.

Еще 8 мая 2004 г. на территории своей части рядовой Смирнов нашел ящик с фотохимикатами. В числе прочего в нем находились комплекты цветной добавки “ЦД-1” с инструкцией, как этой самой добавкой пользоваться и какие вещества в нее входят. Одним из компонентов было ядовитый таллий азотнокислый — он лежал в отдельной упаковке. Смирнов взял два пакетика — таким образом, у него в руках оказалось 8 граммов яда. Свою находку он припрятал на территории батальона “до лучших времен”.

О токсическом действии таллия Виталию было хорошо известно: командиры как раз не так давно проводили занятия, на которых объясняли солдатам, что таллий — яд. И узнать его просто: при соприкосновении с кожей он зеленеет.

Смирнов прекрасно знал, что сослуживцы каждый день в комнате бытового обслуживания пьют кофе и чай. При этом сахар хранят здесь же, в столе. 27 мая Виталий заступил на сутки в наряд дневальным по роте и решил воспользоваться случаем — отравить обидчиков, подсыпав таллий в сахар. Пакетики с отравой он постоянно носил с собой вот уже три недели...

При этом Смирнов прекрасно осознавал, что сахаром пользуются не только его враги. Но на это ему было наплевать. Он высыпал в пакет все 8 граммов таллия, перемешал с сахаром, убрал его в стол и стал ждать последствий.

28 мая сахаром лакомились девять бойцов. Ребята почувствовали себя плохо не все разом, а поочередно — первыми пострадали дембеля. Все они получили, как гласит заключение хабаровских медиков, “острое пероральное отравление солями таллия, повлекшее за собой причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью”. У рядового Манкоша развилась токсическая полиорганная недостаточность, и 10 июля он умер в окружном госпитале в Хабаровске.

Кружками, из которых пили отравившиеся бойцы, позже воспользовались и другие. В результате еще 24 человека оказались на больничных койках. Только 4 июня удалось определить, чем отравились военнослужащие, — с помощью спектрального анализа в организме бойцов нашли азотнокислый таллий. Всего в потерпевших числится 33 человека: 1 погиб, 6 получили тяжкий вред здоровью, 26 — вред здоровью средней тяжести. Из них 30 солдат, 2 офицера и 1 прапорщик. По мистическому стечению обстоятельств никто из обидчиков Виталия Смирнова не пострадал — чай с отравой не пили.

Хабаровские военврачи решили, что самим им с такой массовой напастью не справиться и отправили бойцов в Санкт-Петербург, в Военно-медицинскую академию им. Кирова. Главком ВВС даже выделил для перевозки солдат военно-транспортный “Ил-76”. В Петербурге на аэродроме “Пулково” их ждала вереница машин — 9 реанимобилей и 2 автобуса. Из самолета до “скорой” ребят несли на руках. К тому времени у некоторых отравленных начали выпадать волосы, отслаиваться ногти, они ощущали невыносимую боль в мышцах. Поместили их в клинике военно-полевой терапии, одна из специализаций которой — лечение отравлений сильнодействующими ядовитыми веществами.

В медакадемии за пострадавших взялись со всей серьезностью, и через некоторое время им удалось вернуть солдат к жизни. Примечательно, что никто из них так и не смог объяснить причин отравления. Командование же по этому поводу вообще хранило стойкое молчание. Только констатировали факт: да, было массовое отравление. Молчание командиров объясняется просто: в то время на Дальнем Востоке готовилось грандиозное “шоу” — широкомасштабные учения “Мобильность-2004”, ожидались высокие гости, и такая “слава” авиаторам была ни к чему. Вот потому-то и пошла в народ версия, что таллий нашли на помойке, что его курили и сыпали в портянки.


КОММЕНТАРИЙ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ ДВО:

“Военной прокуратурой Дальневосточного военного округа расследовалось уголовное дело в отношении рядового Виталия Смирнова. Следствием он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных статьями 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего) и 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью). В настоящее время это уголовное дело направлено в военный суд для рассмотрения по существу”.

Добавим, что дело направлено в Белогорский гарнизонный военный суд.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру