Кирпой по выборам

Министра транспорта довели до самоубийства

29 декабря 2004 в 00:00, просмотров: 296

Новость, распространенная позавчерашним вечером “бегущей строкой” на главных телеканалах, буквально шокировала украинских сограждан: на своей вилле в Бортничах был найден мертвым министр транспорта и связи Украины 59-летний Георгий Кирпа. Его уже назвали “первой жертвой выборов”.

Тело министра с огнестрельным ранением головы было обнаружено его охранником в 18 часов по местному времени в летнем домике. Рядом лежал именной пистолет ПСМ. На месте трагедии была найдена гильза и пуля калибра 5,45 мм. Следователи, восстановившие по минутам последние часы жизни министра, утверждают, что в 15 часов он проводил с дачи супругу, в 16 часов созванивался с кем-то по телефону, в 18 часов — был уже мертв. Видеокамеры наблюдения зафиксировали, как Кирпа входил в домик — один. Но известно, что еще утром он имел беседу с неким “высокопоставленным лицом”... Генпрокуратура возбудила уголовное дело по статье “доведение до самоубийства”.

Вопрос в том, кто именно доводил до суицида самого успешного из членов кабмина. Ведь наверняка Кирпа сохранил бы свой пост еще минимум на 10 последующих лет: вряд ли среди украинской бизнес-элиты имеется фигура, равная ему.

Георгий Кирпа, возглавивший железнодорожный департамент Минтранса в 2000 году (то есть во время премьерства Виктора Ющенко), до этого трудился исключительно в западных областях Украины. Уроженец с. Клубовка Изяславского р-на Хмельницкой области, по завершении учебы в Харьковском институте инженеров железнодорожного транспорта он отправился на западную границу СССР — начальником железнодорожной станции Чоп. Было это еще в 60-х годах. Некоторое время успешно руководил Ровенским отделением дороги на той же Львовской ж.д. В 1993-м стал ее начальником. К этому времени вся Украина барахталась в бартерных расчетах, людям нечем было платить заработную плату, а железнодорожные “бароны” пользовались своими неограниченными возможностями почем зря. Кирпа с первых же дней пребывания в новой должности продемонстрировал всем невероятную агрессивность. Расставленные им на ответственные посты “свои люди” быстро прибрали к рукам наиболее доходные бизнес-структуры, расплодившиеся вокруг вокзалов, выселили с их территории неплатежеспособных арендаторов, приучили клиентуру расплачиваться “живыми деньгами”, а не бартерным способом.

Естественно, столь жесткие шаги по наведению порядка не могли оставаться “безнаказанными”. В комитет Верховной рады по борьбе с оргпреступностью и коррупцией на Кирпу в период с 1993 по 1999 год были поданы сотни жалоб. Депутаты ВР, в свою очередь, отправили в Генпрокуратуру и кабмин 14 аргументированных депутатских запросов.

Кирпе же все было нипочем. Он умело переадресовывал высвобождавшиеся средства на спонсирование футбольного клуба “Карпаты”, на нужды МВД. В 1999-м на средства Львовской железной дороги была успешно проспонсирована предвыборная кампания Леонида Кучмы. И вместо ожидаемого провала в западных областях Леонид Данилович одержал на Галичине убедительную победу.

В знак благодарности Кучма поручил заботам Кирпы Украинскую железную дорогу. То, что удалось сделать Кирпе за эти четыре с лишним года, — сродни “чуду” в масштабах европейской державы. “Укрзализныця” в рекордно короткий срок стала флагманом украинской экономики. Благодаря ее доходности стало возрождаться авиастроение, ремонтироваться вконец раздолбанные автодороги. В 2002-м Кирпу повысили, назначив министром транспорта. В стране появились вновь выстроенные комфортабельные вокзалы — в Киеве, Днепропетровске, Ужгороде, повсюду модернизировались полузаброшенные линейные станции (часть из которых строилась… еще при Николае Втором).

Один из наиболее влиятельных министров в кабинете Виктора Януковича по определению не мог стоять в стороне и накануне “свободного волеизъявления” украинского народа. По распоряжению Кирпы штабисты Януковича в южных и восточных регионах получили неограниченное количество новеньких пассажирских составов для перевозки “откреплёнщиков”, то есть голосовавших заранее розданными открепительными талонами.

Так что же могло заставить уйти из жизни этого удачливого чиновника?

Версии гибели:

Версия первая. Из-за “избирательного туризма” “Укрзализныця” понесла огромный урон — говорят, около 25 млн. гривен. Когда выяснилось, что все эти усилия были потрачены напрасно, Кирпа стал требовать от Партии регионов рассчитаться за предоставленные услуги. А накануне 3-го тура он в категорической форме отказался предоставить “регионщикам” затребованные ими для предвыборных целей 30 пассажирских составов с 18 вагонами в каждом. “МК” уже информировал, к чему привел этот отказ: наблюдатели и члены комиссий от Януковича, добираясь в западные области “своим ходом”, зачастую не успевали к заседаниям избиркомов, а то и к самому дню переголосования. “Строптивость” всесильного министра теперь истолковывается некоторыми как одна из вероятных причин его преждевременного ухода из жизни.

Версия вторая. Была озвучена недавно уволенным из Минтранса Иваном Салием. Экс-замминистра заявил, будто по распоряжению Кирпы были непонятно как израсходованы 1 миллиард 350 миллионов государственных денег, предназначенных на строительство нового моста через Днепр. Этот мост давно “пробивался” Кирпой для следующего его амбициозного проекта — создания скоростной железнодорожной магистрали Киев—Москва. Против строительства выступал мэр Киева Александр Омельченко, считавший, что горожанам совершенно ни к чему, чтобы между домами киевлян днем и ночью грохотали вагоны (подъезд к новому мосту планировалось проводить через “спальные” микрорайоны). В конце концов Омельченко “дожали” из администрации президента, и он прекратил сопротивление… Но деньги на мост уже куда-то разошлись.

Версия третья: Кирпе как раз не смогли простить работу на штаб Януковича нынешние победители. И “дело Кирпы” может стать испытанием на прочность и демократичность новой власти.

Кстати, полтора года назад Георгий Кирпа рассматривался многими и как потенциальный кандидат в президенты Украины. А не так давно “под Кирпу” была создана новая политическая партия “Вiдродження” (“Возрождение”). Сейчас в ее списочном составе более 400 тысяч членов.






Партнеры