Канистра для Трианона

Федеральный памятник горел восемь дней

Знаменитой усадьбы князей Голицыных в Николо-Урюпине, названной подмосковным Трианоном, больше нет. На прошлой неделе она сгорела. Для бюрократов это всего лишь один из 70 тысяч федеральных объектов. Для обычного человека — воспоминание о лучших днях российской культуры: здесь снимался фильм “И жизнь, и слезы, и любовь”. Для искусствоведов — невосполнимая утрата еще одной архитектурной реликвии.

Скандал вокруг усадебного комплекса “Николо-Урюпино” разгорелся несколько лет назад. Памятник несколько раз менял хозяев, вокруг него бушевало немало интриг. А завершилось все разрушительным пожаром. Случайно ли? “МК” провел собственное расследование.

Усадебный комплекс “Николо-Урюпино” состоит из трех частей. Главный дом с массивным фронтоном на тонких колоннах — памятник федерального значения. Рядом — Белый домик, павильон в стиле французского классицизма. В нем находится Золотой зал — один из лучших усадебных залов Подмосковья.

Почти дотла сгорел главный дом. А павильон лишь слегка подкопчен прежними пожарами. Но весь усадебный комплекс как единое целое прекратил свое существование.Пожар начался вечером 13 декабря. Здание вспыхнуло сразу со всех сторон. Проживавшие в подвале бомжи едва успели выскочить.

Два дня дворец полыхал и все никак не мог сгореть. На тушение выехало пять машин,через двое суток пламя удалось сбить, но чадило до самого воскресенья — до 19 декабря. Мы побывали на пожарище 21-го — из перекрытий первого этажа на левом крыле все еще тянулся дымок. Главный дом изнутри выглядел так, будто в него попала бомба.

Почему усадьба сгорела? Ни пожнадзор, ни прокуратура не могут дать четкого ответа. Но, судя по последним событиям вокруг усадьбы,пожар был кому-то выгоден. Кому?

* * *

В 1862 году имение пожаловали князьям Одоевским. Позднее усадьба принадлежала князю Юсупову (как и Архангельское, которое находится буквально на другом берегу речки Липки). А вскоре усадьба перешла к роду Голицыных — они и владели поместьем до 1917 года.

В 90-е годы прошлого века усадьбу отдали Минобороны, и здесь была расквартирована воинская часть. Главный дом был перестроен, уникальный парк приспособлен под плац. Вскоре военных заставили съехать, а имение в 1999 году взял в аренду скандально известный бизнесмен Владимир Брынцалов. На самом деле он хотел купить здание, но узнал, что федеральные памятники не продаются. Может, оно и к лучшему? За три года аренды ремонта там даже не начинали, хотя Брынцалов обещал провести реконструкцию. В итоге Министерство культуры отбирает у Брынцалова полуразрушенный дворец и отдает его некоему Фонду русской письменности.

Год назад фонд вроде бы предпринял шаги по восстановлению памятника. В частности, Белый домик был обнесен дюралевым забором, но на самом деле никакие работы здесь не велись. Зато домик охраняется. На заднем дворе построена добротная избушка, где обитают сторожа. Потому павильон пока цел.



* * *

На сегодня существует несколько версий гибели дворца Голицыных.

Случайный поджог бомжами. Эти типы проживали здесь вполне открыто с незапамятных времен и уже не раз пускали красного петуха в оба здания.

Умышленный поджог. В пользу этого свидетельствуют местные жители. Они видели, как 13 декабря два мужика обливали стены бензином из канистр. В пользу того же говорит и продолжительность пожара.

Кому выгоден умышленный поджог? Очевидно, будущим владельцам этого аппетитного кусочка подмосковной землицы. Дворец Голицына находится в баснословно дорогом месте — почти сразу за Рублевом. Здешняя земля притягивает магнатов как магнит. Голицынский парк — место не только красивое, но и уникальное: старые вязы обступили тихий пруд. Именно здесь находятся конюшни “Новый век”, о сносе которых давно ведется спор между владельцами и Департаментом природопользования.

— Шедевр, достойный Версаля, — совсем недавно сказал об усадебном комплексе “Николо-Урюпино” доктор искусствоведения Алексей Комеч. — Совершенно уникальный дом, малая копия дворца в Архангельском, а по качеству даже и превосходящая его: в нем подлинная роспись XVIII века...

Теперь этой росписи нет. Чтобы восстановить ее, требуются огромные деньги и многолетняя работа реставраторов. Мы попытались отыскать владельцев усадьбы, чтобы узнать судьбу памятника. Но оказалось, что фонд липовый, и кто за ним стоит — неизвестно.

В реставрационно-проектной мастерской “Ильинка”, которая охраняет усадьбу, ответили, что владельца по имени Фонд русской письменности они в глаза не видели, а задаток на производство работ получили из министерства культуры Московской области.


P.S. В Красногорской прокуратуре возбуждено уголовное дело по факту поджога усадебного комплекса.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру