Московский секрет Аббаса

Лидер Палестины занимался наукой в гостинице “Советская”

Оказывается, не закончилась еще в мире эпоха лидеров “с русскими корнями”. Для вновь избранного главы Палестины Махмуда Аббаса Москва — город, можно сказать, родной. В 80-е годы он довольно часто приезжал в Белокаменную, где в Институте востоковедения работал над кандидатской диссертацией. “МК” удалось разыскать научного руководителя Аббаса — профессора Владимира Ивановича Киселева.

“Махмуд пробовал русскую кухню, хвалил ее, но никогда не изменял своим восточным привычкам, — начал свой рассказ Владимир Иванович, — во время наших многочисленных дискуссий он всегда пил кофе с кардамоном, причем чашку за чашкой. Встречались мы, как правило, в холле гостиницы “Советская”...”

— Махмуд Аббас в 80-м году внешне ничем не отличался от обычного арабского туриста, — говорит профессор Киселев. — Работать над диссертацией он приехал в Советский Союз не случайно: Институт востоковедения РАН был крупнейшим научным центром в Европе. Кроме того, у наших стран были дружеские отношения.

Аббас рассуждал со свойственной восточному человеку неторопливостью. Я запомнил его как очень интеллигентного, мягкого человека, и работать мне с ним было очень легко.

— В 1981 году будущий палестинский лидер написал исследование о тайных связях лидеров сионистского движения с руководством нацистской Германии в 1933—1939 годах. У него была своя теория, как и почему евреи, в основном средний класс, уезжали в те годы из Европы в Палестину. Мы разговаривали на арабском языке, но время от времени Махмуд переходил на английский, потом на немецкий и даже иврит. Меня всегда удивляла его эрудиция, на всех языках он говорил так же хорошо, как и на родном.

— Мы беседовали с ним на равных, как единомышленники, — продолжает Владимир Иванович. — Уже тогда он показался мне не рядовым аспирантом, а сложившимся политиком.

Встречи профессора Владимира Киселева и Махмуда Аббаса проходили не только в Москве. Вскоре профессор и аспирант подружились, и несколько раз Владимир Иванович по приглашению приезжал к Аббасу в Дамаск.

— Эти поездки для меня как арабиста были самым ценным подарком, — говорит профессор.

В 1982 году будущий палестинский лидер блестяще защитил в Институте востоковедения кандидатскую диссертацию на тему “Связи сионизма с нацизмом”. Никакого застолья в честь этого события не было: график у Махмуда Аббаса был расписан по минутам.

— Как я понял, Махмуд вообще не любил каких-либо застолий, — делится своими впечатлениями Владимир Иванович. — В последний раз он был в Москве в прошлом году в июне. Конечно же, первым делом приехал в родной ему институт. Мы с ним обнялись, встретились, тепло поговорили, словно и не расставались на годы. Он подарил мне палестинские сувениры и свою книгу “100 дней на посту премьер-министра”. Она до сих пор стоит у меня в шкафу на самом видном месте.

Профессор надеется, что, посетив с официальном визитом Россию, Махмуд Аббас непременно навестит своего старого друга — преподавателя.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру