Кассандра от Лубянки

Станислав БЕЛКОВСКИЙ: “Путина могут вынудить уйти от власти!”

В 2003 году скандально известный политолог Станислав Белковский дал старт охоте на Ходорковского. Именно после того, как Белковский и Ко обвинили ЮКОС в подготовке конституционного переворота, власть объявила Ходорковскому войну. Сегодня работавший в свое время с Березовским и Доренко политолог нашел новый объект для своих пророчеств. Согласно Белковскому, монетизация льгот может запросто привести к досрочным парламентским и президентским выборам и даже смене власти в стране. Любопытно, что, несмотря на подобные взгляды, Белковский, по слухам, продолжает быть тесно связан с руководством Лубянки.


— Станислав, скорое появление мощной оппозиции Путину предсказывают аж с 2000 года. А ее как не было, так и нет...

— В России мощная оппозиция возникает тогда и только тогда, когда качественно ослабевает верховная власть, когда размывается ее сакральное ядро — объект веры, надежды и поклонения миллионов. До недавних пор путинская власть была достаточно сильна. Самые разные социальные группы приписывали этой власти свои представления о жизни и потому связывали с ней надежды — кто на полную и окончательную либерализацию экономики, кто, напротив, на всеобщее огосударствление и полное “закручивание гаек”. Монетизация льгот нанесла сокрушительный удар по этому самому сакральному ядру власти.

Кроме того, в России оппозиция всегда формируется при тайной или явной поддержке определенной части власти. Никогда прежде федеральная бюрократия, не говоря уже о региональных правителях, не была так разочарована в Путине. Причем процесс углубления этого разочарования уже необратим. Все это слишком напоминает ситуацию Горбачева 1989—90 годов.

— Ельцин и К° сумели удержаться у власти, даже несмотря на гораздо более болезненную шоковую терапию Гайдара. Почему на этот раз будет по-другому?

— Русский человек всегда верит в чудо как в способ преобразования реальности. В 1991 году таким чудом казалась неведомая “демократия”. А значит, у Ельцина был некоторый запас времени — около года, пока надежды на чудо “демократии” не рассеялись окончательно.

Кроме того, Борис Ельцин понимал — сознательно или интуитивно, — что крушение представлений о чуде вызовет масштабный социальный протест. И он своевременно позаботился о формировании своей собственной, ельцинской элиты, которая была кровно заинтересована в существовании определенного политического режима и предотвращении катастрофических политико-социальных потрясений. Ключевым звеном этой элиты были региональные лидеры, которым Кремль 90-х годов дал почувствовать вкус реального федерализма.

Путин же так и не сформировал своей элиты. Сегодня в России нет влиятельного и самодостаточного социального слоя, который связывал бы свои жизненно важные интересы с существованием путинского режима и потому мог бы служить буфером между народными массами и федеральной властью. А значит, нет и механизма удержания социального протеста в “цивилизованных” рамках.

— Извините, но сейчас во власти огромное количество людей, которые всем обязаны именно Путину...

— Властная элита сейчас съеживается, как шагреневая кожа. Все меньше людей причастно к формированию и принятию ключевых политических решений, все менее ясна внутренняя логика этих решений. К 2007 году недовольство в бывшей правящей элите, вытесненной на периферию политики, достигнет апогея. Бюрократия и иже с ней до смерти устанут от постоянной непредсказуемости и контрпродуктивности шагов правителя. Детонатором взрыва будет презентация президентского преемника в узком кругу — а это случится именно весной 2007-го. Кого бы Путин ни назвал наследником (Б.Грызлова, С.Миронова, С.Иванова), кандидатура будет категорически неприемлема для всех остальных членов властной команды. Потому я не исключаю, что нынешнего президента тем или иным способом вынудят уйти от власти.

— Какая политсила, по-вашему, сумеет в конце концов оседлать волну народного протеста?

— “Кто он, народный смиритель?..” Безусловно, не либерал (в понимании 1990-х годов) и не образцовый западник. Скорее — классический российский неоимпериалист, нереализованная версия Путина и усовершенствованная модель Рогозина. Эта политическая сила будет готовиться не к рутинному преодолению 7%-ного барьера на думских выборах 2007 года, а к революции, совмещенной с вызревающим в глубинах власти аппаратным путчем.

— А удастся ли власти все-таки провести монетизацию льгот?

— Возможно ли в исламском государстве ввести обязательное распитие спиртных напитков пять раз в день?.. Монетизация противоречит самому духу российской государственности. Если ее “дожимать”, государственность может рухнуть. Я надеюсь, что у Кремля достанет тактической мудрости остановить монетизацию и отправить в отставку стрелочника — правительство Фрадкова, публично и громко возложив на последнее ответственность за системную ошибку. Такое решение продлит жизнь путинского режима.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру