Мастер “магнитных бурь”

Вадим АБДРАШИТОВ: “Итоги надо подводить под занавес!”

19 января 2005 в 00:00, просмотров: 452

Режиссер Вадим Абдрашитов — бескомпромиссный исследователь “больших постановок жизни”. Его ранние фильмы — крепкое противоядие от слащавой ностальгии по советским временам, так популярной ныне. Попробуйте пересмотреть “Охоту на лис” или “Остановился поезд”. И вы почувствуете, что назад не вернуться, мы теперь безвозвратно другие. А какие? Если не боитесь узнать правду, смотрите “Магнитные бури”, последний фильм Вадима Юсуповича.

19 января ему исполняется 60. Накануне юбилея обычно немногословный мастер встретился с корреспондентом “МК”.

— По первому образованию вы физик. Первое образование как-то пригодилось в кино?

— Жизненный опыт, наверное, должен быть у режиссера. Я еще в 19 лет понял, что хочу снимать кино, но сразу во ВГИК решил не поступать. Сначала учился на физтехе, потом перевелся в МХТИ им. Менделеева — там была отличная студенческая киностудия. И первые киноопыты состоялись именно там. После окончания института три года “отрабатывал диплом” на электровакуумном заводе. И только потом поступил во ВГИК, к моему великому счастью, в мастерскую Михаила Ромма.

— Ваша дипломная работа — короткометражка по рассказу Горина “Остановите Потапова!”. Правда, что вам предложили сделать по ней полнометражную комедию?

— Да. Только это была курсовая работа. Она понравилась Юлию Райзману, и тот пригласил меня на “Мосфильм”. Во ВГИКе предложили по ней защититься. Так “Потапов” стал моим дипломом, а руководство “Мосфильма” предложило снять по нему полнометражный фильм. Но я отказался. Все, что хотел сказать, вошло в эту сорокаминутную историю.

— Почти все ваши фильмы созданы со сценаристом Александром Миндадзе. Других авторов хоть иногда читаете?

— Конечно (улыбается). У нас много талантливых авторов. Но лучше, глубже и талантливее о наших днях пишет Миндадзе.

— А кто у вас генератор идей?

— Автором всех наших 11 сценариев является Миндадзе, это основа любого фильма. Собственно, наше знакомство началось со сценария “Кто-то должен защищать”, которым я дебютировал в большом кино. По нему я снял “Слово для защиты”. А когда я собрался экранизировать его “Охоту на лис”, оказалось, что за нее уже взялась другая киностудия. Но нам удалось ее отбить.

— Говорят, у “Охоты” был другой финал, но цензура его не пропустила.

— У “Охоты” сложная судьба. Ее сочли “издевательством над образом жизни советских людей”. Меня отстранили от картины, уволили на три дня с “Мосфильма”, позвали другого режиссера, который, правда, отказался работать. Была даже создана “бригада” по исправлению фильма. Она его просто изувечила — вырезала семь эпизодов. Но картину удалось отстоять. Плата за это — “шрам”: отсутствие предфинального эпизода. В нем герой Гостюхина в ресторане избивает своего подопечного.

— Вы любите открывать новые имена. Как нашли Чулпан Хаматову?

— Поиски актрисы на роль медсестры Кати в фильме “Время танцора” усложнялись тем, что исполнительница должна была быть совсем молодой, но уже женщиной с “биографией” — ведь она пережила войну. Мы искали по всем театральным вузам, на пробы приходили многие студентки. Чулпан была такая скромная и застенчивая девочка, что, казалось, ей здесь совершенно нечего делать. Но в ней был некий магнетизм, который вселил в меня уверенность. Это и называется талантом. Вот и в “Магнитных бурях” работают очень талантливые и перспективные Вика Толстоганова и Максим Аверин.

— Свои фильмы пересматриваете?

— Иногда, конечно, смотрю. Любопытно, как смотрится фильм на экране телевизора, именно сейчас, сегодня.

— Что читаете на ночь, перед сном?

— То сценарии новые, то газеты, то книгу какую-нибудь... Недавно увлеченно читал замечательный роман Василия Аксенова “Вольтерьянцы и вольтерьянки”.

— Телевизор успеваете смотреть?

— В основном новости. А тут как-то даже в один сериал втянулся — “Курсанты” называется. Хорошая, качественная работа. В день рождения по “Культуре” про меня покажут целую передачу. Честно говоря, любопытно и самому взглянуть. А в пятницу — премьера “Магнитных бурь” по “России”. Будет время — тоже посмотрю обязательно: на экране ТВ я его еще не видел.

— Дети ваши чем занимаются?

— Старший сын, Олег, пошел по моим стопам. Не в смысле режиссуры. Он — физик. А вот дочь Нана — в маму. Театральный художник, и тоже много работает.

— Как собираетесь отмечать юбилей?

— В несколько этапов. Потому что друзей и коллег много — все дома не уместятся. Да и с женой у нас совпали юбилеи. (Супруга Абдрашитова — художник Натэлла Тоидзе. — Л.Р.) Так что неделя пройдет в сплошных днях рождения!

— Какие пожелания в день рождения хотели бы услышать?

— Здоровья. Оно в этой жизни и при нашей работе необходимо в огромных количествах!

— Вадим Юсупович, вам шестьдесят — год юбилейный. Подводите ли вы предварительные итоги вашей работы?

— Да куда мне? Рано еще! (Смеется.) Думаю, итоги надо подводить совсем под занавес, а не по юбилеям!





Партнеры