Москве покажут великого гея

Мэпплторп раздел даже Шварценеггера

20 января 2005 в 00:00, просмотров: 225

После Берлина и Санкт-Петербурга в Москву приезжает нашумевшая выставка “Роберт Мэпплторп и классическая традиция. Фотографии и гравюры маньеризма”. В ней 50 гравюр старых голландских маньеристов XVI—XVII веков “скрестились” с 70 фотографиями культового современного фотографа. Необыкновенная экспозиция открывается в Московском Доме фотографии и приурочена к предстоящей I Московской биеннале современного искусства. Той самой, в которой личность Мэпплторпа занимает не последнее место.


В ХХ веке было три великих гея: музыкант Фредди Меркьюри, танцовщик Рудольф Нуреев и фотограф Роберт Мэпплторп. Всех троих постигла одна и та же участь: они умерли от СПИДа. Знаменитые при жизни, после такой трагической смерти эти имена обросли легендами. Что, впрочем, не умалило их вклада в искусство.

Как Хельмут Ньютон был певцом женского тела, так Роберт Мэпплторп, без сомнения, певец тела мужского. Мощные бицепсы, упругие мужские бедра, повороты тренированных торсов — этой искусно созданной фотоэротикой переполнены сайты секс-меньшинств. Но, как считает русский куратор выставки Аркадий Ипполитов, ценность фотографиям Мэпплторпа придает не столько изображение скабрезно-волнующих фрагментов обнаженного тела, сколько “детали”, которые, по выражению известного культуролога Ролана Барта, “наносят мне укол”. И потому к известному фотографу так тянулись звезды: для него обнаженным позировал даже Шварценеггер, бывший уже в зените славы.

Скандальный, культовый, успешный, модный, дорогой — эти эпитеты для Мэпплторпа. То, что дорогой, доказано: его фотографии очень часто превышают цену больших живописных картин (на одном из первых “Арт-Мифов”, кстати, одна из фотографий была продана за 15 тысяч долларов). Успешный: его звезда даже не взошла, а взлетела после первой же выставки “Полароид-76” — и не где-нибудь, а в нью-йоркском Метрополитен-музее. Но, пожалуй, главная заслуга американского фотографа — в том, что он буквально поднял вульгарную порнографическую картинку до уровня высокоэстетического полотна. Не случайно на некоторых его фотоработах его же рукой написано: “pictures”.

При чем здесь голландцы? А при том, что у старых гравюр и фотографий Мэпплторпа очень много общего. На эту мысль сотрудников Эрмитажа навели два произведения: “Рука” Хендрика Голциуса (1558—1617) и “Картины. Автопортрет” Роберта Мэпплторпа (1946—1989). Дело зрителей — найти остальные ассоциации.





Партнеры