Факультет незнаек

Как стать продавцом информации

Есть такая шутливая пословица: “Журналиста ноги кормят”. В ней немалая доля правды: работа тружеников пера на 90% состоит из поиска информации. И ради нее они готовы на все: нестись сломя голову за тридевять земель, забираться туда, куда “посторонним вход строго воспрещен”, общаться с теми, кто всегда занят, искать документы, на которых стоит гриф “перед прочтением сжечь”... Но только такая, кровью и потом добытая информация делает статью интересной, а журналистское перо — “золотым”.

Наглость — вторая натура

Журналист должен всегда учиться. И не только на журфаке, где, конечно, дают знания по специальности, а у жизни. Акулами пера не рождаются, ими становятся. Способность к письменному изложению мыслей — еще не гарантия профессионального успеха. Необходимо прежде всего победить в себе лень, научиться работать каждый день. “Ни дня без строчки” — это про журналистов. Маститый писатель может позволить себе творить по вдохновению, для журналиста это непозволительная роскошь. На озарение свыше нет времени — надо успеть в номер...

Рабочий день корреспондента газеты обычно начинается с телефона. Сначала — поиск нужного человека, у которого есть информация, переговоры, обещания, увещевания, лесть... Это для разминки. Потом бегом на пресс-конференцию. Из косноязычных, запутанных фраз необходимо сделать нечто удобоваримое. Большинство журналистов, разумеется, не слишком глубокие спецы в экономике, политике или образовании, но они должны написать статью так, чтобы любой, даже неподготовленный человек смог ее понять. После прессухи — снова в редакцию, набить на компе статью, показать ее редактору отдела, заслать в корректуру, подобрать фото, проследить за версткой, резко сократить, если вылезли “хвосты”, еще раз проверить — и только после этого с чувством глубокого удовлетворения можно отправиться пить кофе… И такая карусель — каждый рабочий день, а нередко — и в выходные...

Информацию в принципе можно скачать из Интернета. Благо в Сети есть все: от последних сплетен до расписания поездов в Рио-де-Жанейро. Но брать материал из Паутины — непрофессионально. В статье должен присутствовать элемент участия, а этого из Интернета не возьмешь...

Самая ответственная работа для журналиста — интервью. “Интервью — это умение задавать неудобные вопросы” — так определил сущность жанра легендарный декан факультета журналистики. Мэтр был прав: мало договориться о встрече с капризной и вечно занятой звездой (на это уходят недели времени и тонны нервов), надо умело задавать интеллигентно-хамские (как выразился один мой коллега) вопросы. Знаменитости не любят, когда к ним приходят неподготовленными или тупо спрашивают о творческих планах, личной жизни (на это вообще часто накладывается табу). Поэтому перед встречей надо ознакомиться с биографией героя, запомнить его роли, книги, звания, должности, узнать о женах (мужьях), как бывших, так и нынешних, о вкусах и пристрастиях.

После встречи — расшифровка диктофонных записей и мучительное согласование текста. Звезды нередко просят убрать из практически готового материала все самое “вкусное”, то, что как раз придает материалу остроту. Приходится долго искать компромисс...



От малька до акулы

С чего начинается путь в журналистику? С желания увидеть свое имя в газете или журнале. Писчий зуд обычно появляется в старших классах. Поэтому самый простой путь в профессию — отправиться в школу юного журналиста (они и сегодня есть при многих редакциях и журфаках). За год-два “малька” научат собирать информацию, писать небольшие заметки. С готовыми текстами (и идеями будущих материалов) можно уже обратиться в газету. Для поступления на журфак требуются публикации (обычно не менее 5, причем 3 — за текущий год), а также творческая характеристика. Поэтому сотрудничать с редакцией надо начинать как минимум за год до поступления.

Дальше — путь в приемную комиссию вуза. После творческого конкурса (здесь как раз пригодятся публикации и характеристика) абитуриента ждут экзамены — сочинение и иностранный язык. Конкурс на журфаки высокий, 5—6 человек на место, но поступить реально. В крайнем случае можно пойти на платное (коммерческое) отделение.

Что изучают будущие акулы пера? Главный предмет, конечно, русский язык. Его штудируют целых четыре года. В курс входят не только традиционные лексика, морфология, орфография, синтаксис и прочее, но и стилистика, редактирование текста. Львиную долю студенческого времени съест литература — как отечественная, так и зарубежная: от Гомера до Мураками, от “Слова о полку Игореве” до Пелевина. Обязательны иностранные языки (на международном отделении — два), страноведение, философия, логика, социология, психология, экономика, юриспруденция, история религий, история отечественной и зарубежной журналистики, критика, PR и реклама, информационные технологии, компьютерный дизайн, издательское дело. Основы творчества студенты постигают в мастер-классах, которые ведут мэтры журналистики.

Во всех редакциях существует разделение труда: одни пишут (снимают, говорят) про политику, другие — про спорт, третьи — про культуру и т.д. Поэтому студентов тоже делят “по интересам”, происходит это обычно на 3—4-м курсах. Студенты слушают лекции по выбранному направлению, проходят практику в “своих” отделах. Но при этом все равно остаются журналистами, не превращаются в политологов, экономистов, юристов. Журфаки поэтому иногда называют “факультетами незнаек”: выпускники способны рассуждать обо всем, но ни о чем конкретно.

Выпускник журфака получает диплом по специальности журналистика. В приложении к нему указывается специализация — в зависимости от отделения. Например, периодическая печать, телевидение, радиовещание, фотожурналистика, международная журналистика, реклама, интернет-журналистика, PR — связь с общественностью, редакционно-издательское дело и т.д.

Можно прийти в журналистику и со стороны. Скажем, человек состоялся в своей профессии, достиг определенных успехов, но что-то его не устраивает. Тогда он идет в редакцию, предлагает свой материал. Если текст устраивает редактора, его берут внештатником, а потом приглашают и в штат. И пусть статьи у него вначале не такие гладкие, как у профессионала-журфаковца, но зато они более глубокие и фактурные. В большинстве редакций, кстати, соотношение сотрудников с журналистскими и нежурналистскими дипломами — примерно 50 на 50.



ОНИ НАЧИНАЛИ ЖУРНАЛИСТАМИ

Валентин ЮМАШЕВ, бывший глава президентской администрации

В 1976-м — курьер в газете “Комсомольская правда”, поступил на факультет журналистики МГУ. В 1978—1979-м — корреспондент газеты “Московский комсомолец”. С 1989 года, после съемки документального фильма “Борис Ельцин. Портрет на фоне борьбы”, становится “литературным помощником” Бориса Ельцина. С 1997-го по 1998-й — руководитель Администрации Президента РФ.


Дарья ДОНЦОВА, писатель

В 1969—1974 годах училась на факультете журналистики МГУ. Работала в отделе информации газеты “Вечерняя Москва”, потом перешла на работу в журнал “Отчизна”. Сейчас пишет и издает романы в жанре иронического детектива, причем своих героинь списывает с себя — вплоть до своих хобби (вязания и страсти печь пироги), мужей, детей, кошек и собак. Самый известный персонаж — любительница частного сыска Даша Васильева. По пьесам Донцовой снят телесериал.


Сергей БОДРОВ-старший, режиссер, сценарист и продюсер

Начинал свою карьеру в качестве журналиста. Работал корреспондентом журнала “Крокодил”, “Литературной газеты”, писал сценарии для киножурнала “Фитиль”. Написал сценарии к фильмам “Любимая женщина механика Гаврилова”, “Не ходите, девки, замуж”, “Наш человек в Сан-Ремо”, “Восток—Запад”. Среди его режиссерских работ — “Кавказский пленник”, “Бегущий свободным”, “Давай сделаем это по-быстрому”. Лауреат кинематографических премий и фестивальных призов.


Юрий КОБАЛАДЗЕ, генерал-майор разведки

В 1972 году окончил журфак МГИМО и поступил в разведку. Работал как корреспондент на Мальте, в США и во Франции. 7 лет провел в Лондоне (1977—1984 гг.). С 1984 по 1991 год служил в центральном аппарате ПГУ. С 1991 года возглавлял пресс-бюро Службы внешней разведки. В марте 1999 года ушел из разведки, работал заместителем гендиректора ТАСС. Сейчас — управляющий директор крупной коммерческой компании.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру