Москвичам покажут машину счастья

Музей Ленина, Ленинские горы, далее везде...

26 января 2005 в 00:00, просмотров: 222

Свершилось! Начиная с 28 января и на целый месяц вперед Москва станет художественной столицей мира. После этого будет ясно, готовы ли русские к восприятию современного искусства так, как его понимают в остальном цивилизованном мире. Но первая сенсация уже есть — официальное открытие мирового смотра последних достижений современного искусства пройдет в бывшем Музее Ленина, а станция метро “Воробьевы горы” (бывшие “Ленинские”) превратится в одну из выставочных площадок.


Судя по всему, государство всерьез озаботилось художественным воспитанием трудящихся. Бюджет биеннале равен бюджету Московского кинофестиваля — почти 4,5 миллиона у.е. Для осуществления художественных проектов приглашены самые раскрученные кураторы — все с мировыми именами. Но когда еще затевались, сомнения были, и немалые: проводить фестиваль в стране, где из художников большинство граждан знает в лучшем случае Шишкина, Айвазовского и Глазунова, почти нонсенс. Министерство культуры, как главный организатор биеннале, заранее осторожничает: первый смотр современных художественных достижений станет пробным шаром. Тем не менее надежды есть.

Из досье “МК”: “биеннале” в переводе с итальянского — мероприятие, проводимое раз в два года. Самая старая и самая известная — Венецианская — состоялась в 1896 году, в огромном парке, где каждая страна имела собственный павильон. Русский построил знаменитый архитектор Щусев. После Венеции не менее популярны общеевропейская “Манифеста” и “Документа” в Касселе, биеннале в бразильском Сан-Пауло, южноафриканском Йоханнесбурге, а также в Стамбуле, Сиднее, Шанхае и Сеуле. Москва — десятый по счету город, где проводятся биеннале.

Что же ожидает нашу публику? Около 100 выставок от сотни художников почти со всех континентов. Три программы: основная, специальная и параллельная. У основной 6 кураторов с мировыми именами: Иосиф Бакштейн (Россия), Даниель Бирнбаум (Швеция), Ярослава Бубнова (Болгария), Николя Буррио (Франция), Роза Мартинес (Испания) и Ханс-Ульрих Обриста (Швейцария/Франция). И ее проекты дислоцируются на 3 главных (но каких!) площадках — Музей Ленина, метро “Воробьевы горы” и Музей архитектуры. Участвует 41 художник из 22 стран мира, в том числе США, Индии, Кореи, Италии, Швеции, Аргентины.

— Музей вашего Ленина отдан на откуп авторам различных инсталляций, — рассказывает куратор из Болгарии Ярослава Бубнова. — Так, болгарин Иван Мудов собирается на крыше музея установить ветряную мельницу, от которой будут работать камеры видеонаблюдения. Ростан Тавасиев придумал машину по производству счастья в виде расцвеченной огнями призмы, из которой, как с конвейера, падают плюшевые зайчики. Налетай — счастье на халяву!

А итальянская художница Миколь Ассаэль замахнулась на целый ледяной потолок. Правда, после такого месячного “художественного разгрома” Музей Ленина, ясное дело, сразу уйдет на реконструкцию.

Спецпрограмма займет все самые значительные выставочные площади города и даже предместий — от Пушкинского музея, ЦДХ, Третьяковки и Музея современного искусства до галереи “Лига” в Коломне и пансионата “Клязьминское водохранилище”. Кстати, “Арт-Клязьма” на своем внеочередном художественном смотре на свежем воздухе обещает: разобраться с ледяной девочкой — Снегурочкой, а также вакханалию в виде снежного лабиринта от Николая Полисского. Спецгости: Илья Кабаков с инсталляцией “Веревки” в собственной мастерской на Сретенском бульваре, Билл Виола с огромной видеоинсталляцией в Пушкинском и Кристиан Болтански с новым проектом “Призраки Одессы” в Музее архитектуры.

Но самая многочисленная — параллельная программа. Галереи Москвы и отдельные мастерские художников подготовили к биеннале свои прикольные проекты. Некоторые из них уже открылись, и о них, первых ласточках московской биеннале, — ниже.

Марина ОВСОВА.

Основная программа еще не раскрутилась, но вовсю завелась параллельная. В ней участвуют все московские галереи. Некоторые вернисажи уже состоялись.


Лара Крофт всех не перестреляет

(галерея STELLA ART)

Всего три дня (по 28-е включительно) в Малом Манеже — Георгий Пузенков. Художник, живущий в основном в Кельне, но наезжающий в Москву, работает с эстетикой компьютерного экрана и медиальным изображением. В немалых выставочных пространствах Пузенков поселил знаменитых Мон Лиз. Например, путешествующих по России или в качестве “иконы среди икон” и всевозможных знаков и символов. А также здоровенные живописные полотна с сюжетами, которые знакомы каждому пользователю Сети — от гигантской Лары Крофт, что целится в зрителей не менее огромным револьвером, до “Большого Черного Пикселя”, сильно смахивающего на “Черный квадрат” Малевича.


Мишка — раздевайся!

(галерея Айдан Салаховой)

Почти живодерская, но с ностальгическим уклоном выставка “Синтепон”. Так и видится, как художник Ростан Тавасиев вскрывает любимых с детства плюшевых мишек и злорадно потрошит их синтепоновое нутро. На самом деле Тавасиев просто решил использовать синтепон для создания некоего эфемерного, воздушного мира, по которому мы все скучаем. Он делает это легко и изящно, создавая из подручного материала, которым теперь набивают любого зверя, кораблики и лошадок. Они легкими облаками плывут по галерее на фоне живописных облаков на синем небе. Прямо-таки лепота!


Белый негр

(галерея Риджина)

от Славы Могутина — кемеровского подростка, приехавшего в Москву, затем скандально известного журналиста, вынужденного в 1995 году эмигрировать из России. Это мир белых негров, фанатов хип-хопа, подражающих стилю и поведению черных подростков из гетто. Негритянский мир создан с помощью фотографий, рисунков, видео и граффити и не без помощи Брайана Кенни (художника и музыканта из США) и Дмитрия Розина (видео). Это в основном нейлоновые платки, банданы, цветастые боксерские трусы сверху джинсов, а также золотые и серебряные цепи с кулонами и фальшивые бриллианты в ушах. Хип-хоп, баскетбол, граффити и комиксы — все это, по мнению Славы Могутина, составляет суть американской урбанистической культуры, с которой он нас и знакомит.

Юлия ЛОГИНОВА.




Партнеры