Жизнь на фабрике смерти

О чем задумаются лидеры государств после визита в Освенцим?

“Этот день был исключительно для нас радостным: советская артиллерия и авиация работали, не умолкая ни на минуту. И вдруг я увидела на дороге вблизи лагеря силуэты в белой и серой одежде. Каково же было наше счастье, когда мы увидели, что это наши спасители — советские воины...” Это воспоминание девушки из Освенцима — о 27 января 1945 года.


Сегодня, в день шестидесятилетия освобождения узников концлагеря, в Польше соберутся 40 лидеров разных стран, полдюжины королевских семей, среди членов которых королева Бельгии Беатрикс и король Альберт Второй, а также оскандалившийся принц Гарри. Они прибудут, по выражению депутатов польского сейма, на “самое страшное кладбище в современной Европе” — в концлагерь Аушвиц-Биркенау (Освенцим). Где погибли, по разным данным, от 1,5 до 4 млн. человек.

Уже несколько дней как в Кракове почти невозможно найти свободное место в гостиницах: кроме первых лиц сюда приехали еще и четыре десятка правительственных делегаций, 10 тысяч гостей и 1 тысяча бывших узников Освенцима. Кстати говоря, вчера и позавчера почти никого из 31 человека, что живут в Москве, было не разыскать: уехали на празднование.

Именно в Кракове сегодня пройдет первое мероприятие под названием “Сохрани жизнь народу моему”. До главного же места действия главам государств придется преодолеть 50 км. Памятная церемония должна пройти на территории бывшего концлагеря Биркенау, что в деревне Бжезинка, где находится мемориал с сохранившимися до сих пор объектами “фабрики смерти”. После этого первые лица побывают в так называемом русском бараке в Аушвице — там расположен музей узников Освенцима.

Между делом лидеры вряд ли упустят случай лишний раз пообщаться. Например, украинские источники намекают, что во время мероприятий Путин перемолвится парой слов с Ющенко, только что отметившимся в Москве. Но особые надежды возлагаются на то, что в ходе этого визита в Польшу удастся преодолеть некоторое охлаждение отношений, случившееся между ВВП и Александром Квасьневским. Возможно, увиденное в Освенциме заставит политиков подумать о вечном и руководствоваться не личными амбициями, а общечеловеческими интересами...


“МК” позвонил в мемориальный комплекс Освенцим—Аушвиц, и официальный представитель музея Ярек МЕНФЕЛЬТ рассказал нам о предстоящем событии.

— Как проходила подготовка к визиту высокопоставленной делегации?

— Мы готовились к этому событию уже несколько месяцев. Для обеспечения безопасности мы всегда привлекаем большое количество сотрудников спецслужб. В этот раз охранять церемонию будут 2800 полицейских.

— Что станет основной частью программы в этом году?

— В этом году мы впервые откроем неизвестную ранее часть музейного комплекса — железнодорожную платформу, которую нацисты именовали Altejudenrampe. Именно на эту платформу прибывали поезда с жертвами нацистов на протяжении почти двух лет, с 1942 по 1944 год.

— Смогут ли попасть на церемонию обычные люди?

— Мы ожидаем, что приедут около 10 тысяч гостей, а также 700 журналистов. Приедут и около 1 тысячи бывших узников Освенцима. Из России приедут 5 ветеранов войны, которые 60 лет назад лично освобождали узников концлагеря. С утра в Кракове президент Квасневский вручит им почетные медали.

“Голоса мальчиков слились в жуткий вой”

Узника Освенцима-Биркенау Залмана Левенталя заставили работать в зондеркоманде — специальном отряде, сформированном из заключенных. Обязанности, которые они выполняли изо дня в день, заключались в том, чтобы освобождать от трупов газовые камеры, разжимать у мертвецов челюсти и вырывать золотые зубы, срезать волосы убитых женщин, а потом сжигать тела в печах или ямах.

Вот что писал позже один из уцелевших работников зондеркоманды: “Конечно, я мог бы покончить с собой или спровоцировать охранников, чтобы меня убили, но мне хотелось выжить, чтобы отомстить и рассказать о том, что я видел. Не думайте, что мы чудовища. Мы такие же, как и вы, только намного несчастнее...”

В 1961 г. в тайнике, неподалеку от места, где был один из лагерных крематориев, был найден дневник Левенталя. Вот запись о событиях 20 октября 1944 г.:

“Средь бела дня к нам на площадь привели шестьсот еврейских мальчиков в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет. На них были длинные, очень тонкие арестантские робы и башмаки на деревянной подошве... Начальник лагеря приказал им раздеться. Дети заметили валящий из трубы дым и сразу поняли, что их собираются убить. В ужасе они начали бегать по площади и от безысходности рвать на себе волосы. Многие рыдали и звали на помощь. Наконец, подавленные страхом, они разделись. Голые и босые, они жались друг к другу, чтобы избежать ударов охранников. Один смельчак подошел к стоявшему рядом с нами начальнику лагеря и попросил сохранить ему жизнь — он был готов выполнять любую самую тяжелую работу. Ответом ему был удар дубинкой по голове. Некоторые мальчики подбегали к евреям из зондеркоманды, бросались к ним на шею, умоляли о спасении. Другие нагишом разбегались в разные стороны в поисках выхода. Начальник подозвал еще одного эсэсовского охранника, вооруженного дубинкой. Звонкие мальчишеские голоса становились все громче и громче, пока не слились в один жуткий вой, который, наверное, был слышен далеко вокруг. Мы стояли буквально парализованные этими воплями и рыданиями. А на лицах эсэсовцев блуждали самодовольные улыбки. С видом победителей, не выказывая ни малейших признаков сострадания, они загоняли мальчишек в бункер страшными ударами дубинок. Многие дети все еще носились по площади в отчаянной попытке сбежать. Эсэсовцы, раздавая удары направо и налево, гонялись за ними до тех пор, пока не заставили последнего мальчика войти в бункер. Надо было видеть их радость! Неужели у них нет собственных детей?”




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру