Арт-мясорубка

ART DIGITAL-2004

27 января 2005 в 00:00, просмотров: 289

(Центр современного искусства М’АРС)

В Москве поселился ужас. Кремль опутывает мерзкое многокилометровое существо, напоминающее гигантскую анаконду. Она медленно ползет вокруг сердца столицы, постепенно сжимая кольцо. Где тот герой, который спасет мирных жителей от нового “Кинг-Конга”? Этот герой есть, и не один, а целых два. Оба как на подбор — мастера гэгов Мызин и Шабуров из художественной группы “Синие носы”. Фильм ужасов, оказывается, делается очень просто. На экране изображен Кремль, перед которым действительно движется что-то противное и скользкое. Но если отвлечься и посмотреть вбок, можно увидеть маленький столик, на котором перед видеокамерой установлена картинка Кремля с вращающимся перед ней... кружком обыкновенной краковской колбасы (проект “Анаконда”).

Вот что самое интересное в современном искусстве — это прикол. Молодые художники, работающие в области цифровых технологий, способны поразить публику не только техническими прибамбасами, но и легким и изящным юмором. И даже девиз фестиваля видеоарта, приуроченного к биеннале современного искусства, изящен: “Я кликаю, следовательно, существую”. Стать участником захватывающей игры, которую придумали 20 молодых художников из России, Швейцарии, Италии, Германии, Польши, Швеции, Китая и далекой Австралии, может буквально каждый, потому что любая из видеоинсталляций, помещенная в замысловатый лабиринт, состоящий из зальчиков и закутков, интерактивна.

Маленькая девочка прыгает перед экраном с компьютерной игрой. Прыгает не просто так, а на ножном джойстике, который придумал итальянец Лоренцо Пицарелли. Джойстик самый настоящий — со стрелками и кнопками для стрельбы. Шаг влево — убежал от овечки. Шаг вправо — положил 10 человек. Заодно можно выучить и итальянский. Проиграл, и на экране появляется надпись “Caricamento in corso” (игра закончена). Место не пустует — к джойстику моментально выстроилась очередь. “Брависсимо, брависсимо!” — кричит в другом зале стайка молодых итальянок. Они просто в восторге от “Киномясорубки” Сергея Тетерина. Лаконично и прикольно: на стене экран, перед ним стол, к столу привинчена кондовая “советская мясорубка”. Крутишь ручку — показывают кино, не крутишь — не показывают. Можно регулировать скорость, и если крутить очень быстро, то герои из фильмов братьев Люмьер, Бунюэля и Дзиги Вертова забегают по экрану, как в немых комедиях. Весь этот восторг, который будет интересен и тинейджерам, и вполне взрослым гражданам, продлится целых пять недель.


Фотографии Жан-Клода Соэра

(галерея Герцева)

П.Пикассо и П.Карден, М.Каллас и К.Денев, Б.Бардо и Ш. де Голль, Ж.Помпиду и Твигги, Я.Арафат и Э.Хемингуэй, Ж.Кокто и Ф.Саган, М.Антониони и С.Лорен… Йеменское сопротивление-1956 и американские офицеры во Вьетнаме. Самые знаменитые торреро из Арля, Нима и Севильи. И все это от парижского полуночника, который не только охотится за куропатками с королем Испании, но и всегда оказывается совсем не там, где его ждут. И если все считают, что он в Сан-Тропе, то скорее всего он где-нибудь в Латинской Америке, чтобы сделать еще несколько картинок, так необходимых для его родного вот уже как 40 лет “Paris-Match”. Но до 14 февраля его герои совершенно точно не покинут стен московской галереи.


Аристарх Чернышов и Владимир Ефимов

(XL-галерея в Подколокольном переулке)

Художники стоят на экране во всю стену и переминаются с ноги на ногу. А ты переставляешь штекеры телефонного коммутатора, и с ними начинает происходить нечто совершенно немыслимое. Они кривляются, их головы превращаются в нечто, напоминающее острие ножа, рука вытягивается до невероятных размеров, а тело искривляется, как в кривом зеркале… И ты сам становишься актуальным художником.


Анна Броше

(галерея Веры Погодиной)

Извечный сюжет про “свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи” также оказался востребованным на Первой Московской биеннале. Его современную интерпретацию материализовала красавица и умница Анна Броше, которую (вместе с зеркальцами, естественно) приютила в своей галерее Вера Погодина, на время превратив свою студию в зазеркалье. Где каждый сможет разглядеть как себя, так и задуматься про “новую идеологию красоты” и мир гламура, исследованием которых вот уже несколько лет занимается художница. А также решить, насколько идеальна красота, попадая в зазеркалье, где идеальные губы, кожа, ногти, волосы превращаются в подтеки краски, и понять, действительно ли человек в зеркале имеет то же лицо и значение, что и на самом деле.





Партнеры