Кошелек для "Челси"

Пол СМИТ: “Деньги нужны всем. Даже Абрамовичу...”

Это интервью с коммерческим директором “Челси” Полом Смитом сейчас особенно актуально. Когда не только в российском футболе, где сейчас межсезонье, но и в Европе трансферные листы изумляют цифрами (особенно поражает сумма, которую Роман Абрамович готов заплатить “Барселоне” за лучшего футболиста мира-2005 по опросу ФИФА — Роналдинью — 85000000 евро). А клубы будоражат воображение болельщиков схемами стадионов, на реализацию которых уйдет не один год и не один десяток миллионов.


...В офисе “Челси”, отработав игру с “Ливерпулем”, мирно занимались текущими делами. В холле даже не было традиционных охранников в черном. Только приятная девушка интересуется, по какому мы вопросу. Тут мистер Смит спускается встречать нас сам. И девушка мигом выписывает пропуск. В офисе сотрудники шуршат бумажками, разговаривают по телефону... И везде — плазменные мониторы, на которых бесконечно крутятся игры “синих”.

Символика “Челси” повсюду. Только в кабинете господина Смита она разбавлена фотографиями, автографами, схемами стадионов и будущего тренировочного комплекса, на который собираются потратить аж 20 миллионов фунтов.

— Как заработать в футбольном бизнесе? — улыбается Смит. — Очень просто. Выигрывайте все кубки и платите как можно меньше футболистам.

— И все?!

— Самая большая категория затрат — это зарплата игрокам. Основные расходы в футбольном клубе складываются из двух составляющих: покупки футболиста и его заработной платы. Главное здесь — держать потолок.

— Финансовая схема “Челси” изменилась, когда клуб купил Абрамович?

— Да. У нас была сейчас необычная в общем-то ситуация: нет потолка расходов. Да, мы в последнее время потратили очень много. Но эта политика жизненно важная на данный момент. Уже следующим летом мы не будем покупать по 5—6 игроков. Если и купим, то только суперзвезду!

— То есть большие расходы заканчиваются?

— Мы уже объявили о строительстве нового тренировочного комплекса. Еще какая затрата! Всего будет вложено 20 миллионов фунтов. Надеемся закончить строительство в 2006 году. Комплекс называется Академия “Челси”. Будем растить молодых игроков...

— Неужели вырастить игрока дешевле, чем купить?

— Нет, я так не думаю. Но тут немного другая схема. Называется она “Футбол в обществе”. Тренировки будут проходить по всему юго-западу Англии. Наши тренеры станут развивать у ребят элементарные навыки. Когда ученикам исполнится 13—14 лет, проведем первый отборочный цикл. Из этой группы лучшие пройдут недельный курс в нашей академии. Самые талантливые в 15—16 лет поступят туда учиться. И мы их будем не только футболу обучать. Всем наукам... Пока это лучшая система. Готовить же ребенка к футболу с 7 лет экономически очень рискованно. В этом возрасте трудно определить потенциал. Хотя должен заметить, что Академия “Аякса” в Амстердаме работает по этому принципу. И у них получается: оттуда в год выходит минимум по три очень хороших игрока. Я думаю, если мы будем выпускать в год хотя бы одного, прекрасно...

— Хотите сделать конвейерную систему?

— Да это в “Аяксе” конвейерная система! У них чисто финансовая модель. Вырастили игрока — продали. А мы будем продавать лишь тех, кто не прошел в состав. Деньги не помешают. Даже Абрамовичу.

— Какие школы являются основными поставщиками футболистов?

— “Барселона”, “Милан”, “Аякс”... Схема английского “Вест-Хэма” близка к голландской. Все они более продвинутые, чем “Челси”. Правда, так было раньше. Надеемся переплюнуть...

— Какие страны лидируют при продаже-покупке игроков?

— Традиционно — Италия и Испания. И наверное, Великобритания. Но здесь, наверное, только “Челси” такие деньги вкладывает. Хотя у остальных тоже неплохие суммы на покупку уходят...

— Не думаете, что “Манчестер Юнайтед” переплатил “Эвертону” за Уэйна Руни — 27 миллионов фунтов?

— Ну, если “МЮ” считает, что Руни столько стоит, значит, так оно и есть. Он очень талантливый игрок. И у него есть потенциал. Думаю, через несколько лет его попытаются продать за 50 миллионов фунтов. Если найдется покупатель, “МЮ” хорошо заработает.

— А если не найдется?

— Это бизнес. Риск...

— Раз уж мы заговорили о вложениях: считается, что инвестиции в футбол — дело неблагодарное.

— Инвестиции в футбольные клубы на лондонской бирже популярны время от времени. Так было в середине 90-х. Взяли акции “Манчестер Юнайтед”, оценили в 1 миллиард фунтов, зарегистрировали, получили прибыль... Но потом энтузиазм пропал. И сейчас, знаю, инвесторы, которые работают на футболе, или выходят “в ноль”, или зарабатывают совсем чуть-чуть.

— Хорошо, тогда почему из года в год деньги все равно вкладываются, если перспектив нет?

— Ну почему же, заработать можно... Вот только есть свои нюансы. Естественная часть бизнеса — продажа билетов. В том числе в корпоративные ложи. То есть клиент закупает место там или всю ложу сразу на несколько лет. На это у нас выделено 5 тысяч мест. Далее... Чем привлекательнее играем, тем больше получаем от телевидения. Плюс бонусы за английские кубки и еврокубки. Другие активы — отель, конференц-зал...

— Если они есть...

— Да, когда вы покупаете футбольный клуб, необходимо, чтобы у него был стадион. Это очень важно. А уж если нет своего, брать в аренду лучше в престижном районе, где живет много “богатеньких буратин”.

— Значит, стадион — это главное...

— Ситуации бывают разные. В “Милане”, скажем, есть свой стадион. Но у них нет такой масштабной продажи атрибутики, как у многих английских клубов (или, скажем, “Реала”), они не так интернациональны. И на этом сильно проигрывают. Мы продаем атрибутику через Интернет. Пытаемся таким образом расширить рынок по всему миру. Плюс новые программы, журналы — в одном стиле и на всех языках... А в межсезонье “Челси” ездит в коммерческие туры. Это не только деньги — нам важно, чтобы нас везде поддерживали. По всему миру.

— Коммерческие туры проходят в стиле “Реала”?

— Не совсем... У “Реала” — больше финансовая сторона. Мы делаем ударение на маркетинг. Привезем тренеров, чтобы они проводили семинары с местными тренерами... Разумеется, в той же Италии ни один фанат не перестанет болеть за “Милан” ради “Челси”. Но у нас есть шанс стать любимым иностранным клубом. Отсюда — продажа атрибутики и другой продукции.

— Вообще можно ли футбольный бизнес назвать бизнесом в прямом смысле этого слова?

— Если вы про традиционные финансовые схемы, то нет. Это как ставка — или выиграл, или в сильных убытках.

— А не получится так, что сегодня фанат пошел болеть за “Челси”, а завтра он пойдет болеть за “Арсенал”?

— Нет. У наших фанатов совершенно другая психология. Они верные. Борьба же идет за “свободного” болельщика. Который еще не примкнул ни к одному клубу. Вообще-то чем больше болельщиков, тем больше денег дают как они сами, так и спонсоры, которым важно раскрутить с нашей помощью свои бренды...

— Вы их показываете по телевизору...

— Да, кстати, и телевидение заинтересовано в полных стадионах. Ведь у нас показ футбола одно время отменяли. Футбольная ассоциация считала, что тогда на стадионы никто ходить не будет. Безосновательно. Как ходили 40—50 тысяч, так и продолжают... По телевизору же игры смотрят те, кто не попал по своим причинам на стадион. Это тоже очень немало!

— Это все хорошо. Но то, о чем вы говорили, касается только крупных футбольных клубов. Что происходит в других, менее известных?

— В Великобритании около 90 профессиональных клубов, 10 из них работают на прибыль. Остальные — в расход... Надеются как-то стать узнаваемыми в Европе. Берут молоденьких футболистов, растят их. Продают. Стандартная схема.

— Вы говорили про маркетинговую политику на международном уровне. Возможно ли реализовать ее во всех странах?

— США, Китай, Индия — нулевые рынки. Там очень сложно работать, но можно. Нужно лишь внедрять футбол в культуру жизни: реклама в газетах, на радио, конкурсы... Если нет естественных культурных привязанностей, нужно привлекать людей.

— Ну что же... Спасибо, мистер Смит.

— Я ответил на все ваши вопросы?

— Пока да...

— Если у вас появятся еще, пишите мне на электронный адрес. Только по-английски пишите, — мистер Смит подумал, засмеялся и махнул рукой, — а впрочем, пишите и по-русски — теперь уже найдется кому перевести.


Самые дорогие покупки Абрамовича

1. Дидье Дрогба (“Марсель”) 50 млн.*

2. Рикарду Карвалью (“Порту”) 38,5 млн.

3. Эрнан Креспо (“Лацио”) 38,5 млн.

Самые дорогие трансферы мира:

1. Зинедин Зидан (“Ювентус” — “Реал”) 64,4 млн.

2. Луиш Фигу (“Барселона” — “Реал”) 56,1 млн.

3. Эрнан Креспо (“Парма” — “Лацио”) 54,1 млн.

*все цены в долларах США.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру