Иконы от аутсайдеров

И никакой чернухи!

1 февраля 2005 в 00:00, просмотров: 490

Как видят мир люди, чей диагноз внушает одним опасение, а другим — жалость? Санкт-петербургская психиатрическая больница №1 им. Кащенко готова привезти в Москву этот мир. В центре аутсайдеров в Измайлове готовятся принять около 100 работ пациентов на выставке с говорящим названием “Дышите!”.


Пять лет назад идея открыть изостудию для своих пациентов пришла в голову главврачу Олегу Лиманкину. Он пригласил двух художников — Владимира Барсукова и Татьяну Ларкину, а те вошли в мир, о котором имели доселе смутные представления.

— За это время мы испытали в определенной степени шок и сделали несколько открытий. Во-первых, у некоторых больных на картинах наблюдаются цитаты из художников, которых они в жизни не видели. Например, у нас есть пациентка — продавщица из ларька. Так вот у нее однозначно прочитываются цитаты из Кандинского. Второе — тоже очень важное: никакой чернухи на картинах.

Что же рисуют пациенты Кащенко? На их картинках вы не найдете бытовых сюжетов. Как ни странно, очень много дорог, почему-то в горах. Причем дороги эти, как правило, все в цветах и пересекают всю картину. Барсуков это называет параллелизмом сюжетов, не имеющих ничего общего с действительностью, в которой жили больные люди.

Светлана Сивакова, молодая женщина, инженер-строитель, до болезни никогда не держала кисть в руке. Сейчас ее картины — ядро экспозиции. На них — невообразимые миры, выполненные настолько в разных манерах, что если не читать подпись автора, то можно решить: рисовало семь художников.

Удивительный факт — при изостудии есть свое иконописное подразделение. И здесь особая история. В больнице очень давно на излечении находился Александр Иванов — известный в Санкт-Петербурге иконописец. До того, как попасть в Кащенко, он расписал церковь в Вырице, монастырь Иоанна Крондштадского на Карповке, работал в Польше, в Германии. Но когда в больнице открыли студию, он возглавил иконописное дело. Пока у Иванова один ученик — Леонид Капищев.

— Для икон мы заказываем темперу яичную, позолоту. Вот доски вчера из Александро-Невской лавры привезли, — говорит Барсуков.

— А остальные на холстах рисуют?

— Нет, финансово на холсты и масло мы не тянем. Как-то посчитали, что в день студии требуется 3 тысячи рублей — таких средств нет. А наш принцип “Художник не должен экономить на материалах”. Поэтому перешли на гуашь и ватман.

Примерно половину работ по наивности можно приравнять к детсадовским, половину — к мастерским.




Партнеры