Гнездо сообщников установлено

У русского современного искусства — долгая история

2 февраля 2005 в 00:00, просмотров: 266

Одним из крупнейших специальных проектов 1-й Московской биеннале современного искусства стала большая экспозиция “Сообщники (коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве 1960—2000-х гг.)”, занявшая половину Третьяковки на Крымском. Мы должны констатировать: это одна из лучших выставок за последнее время. Жаль, продлится она всего лишь месяц.

Когда-то, теперь уже, кажется, очень давно, во времена между хрущевской “оттепелью” и горбачевской перестройкой, много-много художников из Москвы, Питера и Одессы совершенно не хотели делать то, что делали художники, прикормленные тогдашней властью. Многие из них собирались в группы, селились неподалеку друг от друга, создавая так называемые сквоты. Некоторые превращали собственные однокомнатные квартирки на московских окраинах в галереи и подлинные произведения искусства, устраивали концерты-перфомансы в жэковских уголках и коллективные поездки за город с целью совершения неких действий. Даже выходили на святая святых — Красную площадь — и выкладывали своими телами всем известное неприличное слово. При этом старались все эти безобразия фиксировать и документировать. Словом, дурачились и жили себе в собственное удовольствие, окруженные такими же друзьями-раздолбаями. Иногда ими интересовались кагэбэшники, которые устраивали обыски и конфискации. Но они все равно продолжали жить так, как им хотелось. И правильно делали, потому что сейчас они выросли и стали очень даже знаменитыми и востребованными художниками. У них учатся молодые, их выставляют самые престижные галереи и музеи не только Москвы и Петербурга, но и Европы и Штатов, а коллекционеры и музеи покупают их работы. Но нашелся в Москве человек, который оказался умнее всех. Андрей Ерофеев сразу понял, что когда-нибудь то, что делают эти веселые ребята, заинтересует не только их близких приятелей. За двадцать с лишним лет его коллекция стала столь большой, что смогла заполнить чуть ли не половину Третьяковки на Крымском Валу. И одновременно очень качественной.

Кстати, выставка завершается не менее впечатляющей инсталляцией чудесного Валерия Кошлякова Nuova (“Облако”), сделанной некогда для Музея современного искусства города Рима и посвященной потрясению и переживанию от соприкосновения великой и прекрасной культуры с жизнью. В данном случае это великолепное бельканто и памятники античности на фоне картонных коробочек, скотча, пакетов для мусора, сложившихся в унылый зимний пейзаж обычной деревеньки со Среднерусской возвышенности.

БРИЛЛИАНТЫ И ЛЮДИ-БУТЕРБРОДЫ

Вслед за основной программой набирает обороты и параллельная. С каждым днем все больше новых открытий.

На биеннале учат самообороне

(галерея “ТхТ”)

Здесь милиция — в пластилине: не страшные, а очень симпатичные ребята. И такой добрый пластилиновый взгляд как бы на нет сводит проблему взаимоотношений людей в погонах и без оных. Судя по всему, выставка призвана воскресить добрый образ дяди Степы. А по стенам развешан обширный наглядно-иллюстрационный материал, который превращает галерею в класс по новому школьному курсу — безопасности жизнедеятельности. Разве что противогазы надеть не просят.


Лучшие друзья девушек

(галерея Fine Art)

Вполне милая экспозиция и весьма традиционное исполнение — тут тебе и холст, и масляные краски. Дмитрий Шорин привозит из Питера уже 3-ю персональную выставку и утверждает, будто он один знает, что нужно девушкам и кто их лучшие друзья. Здесь красавицы с собаками, лошадьми, с деньгами в руках, бутылками кока-колы, пирсингованными ноздрями, губами, бровями, далее везде. А их “лучшие друзья — бриллианты”. Работы художника можно рассматривать не иначе как готовый рекламный продукт ювелирных магазинов.


У них остается только hope

(Зверевский центр современного искусства)

Участники выставки Hope-Stop — оппозиционеры официальной программы, представленной на биеннале. По мнению куратора и идеолога выставки Александра Соколова, общество использует современное искусство “как проститутку для достижения своих задач”. С чем Hope-Stop’овцы не намерены мириться. Здесь отметились и ребята-марксисты творческой платформы с инсталляцией “Человек-бутерброд”. И неонацисты, козыряющие свастикой из обуви, к тому же недоделанной, потому что для строгой симметрии не хватает последней пары ботинок — вашей. Это можно расценивать как предложение поиграть в фашистов?

Складывается впечатление, что на время зверевский центр превратился в старый чердак, где свалены ботинки, борщ стынет почему-то на стене, и развевается американо-советский флаг.


На биеннале стоит посмотреть:

• “Вторжение”. Московский Дом фотографии. Новые видеоинсталляции Михаль Ровнер. Интерактивный проект Андрея Бартенева “Я тебя люблю”. Ностальгическая композиция Гриши Брускина. Путевые заметки из Антарктиды Александра Пономарева. И т.д.

• “Гендерные явления” — выставка о взаимоотношении полов и “Пост-диаспора: вояжи и миссии” бывшие наши в гостях у биеннале. Все это — в Музее современного искусства на Петровке.

• “STARZ” — сплошной карнавал в филиале Музея современного искусства в Ермолаевском переулке. Все самое яркое — от Олега Кулика, Виноградова с Дубосарским, Владика Мамышева-Монро и группы “АЕС и Ф”.

• “АртСтрелка” — галерейная улица в бывших гаражах кондитерской фабрики “Красный Октябрь”. Одновременно можно гулять по улице и смотреть выставки. Очень удобно. Находится напротив храма Христа Спасителя, через пешеходный мост через Москву-реку.

Подробности этих и других выставок — в следующих номерах.





Партнеры