Уроки французского

Панов вспоминает голы Бартезу, Пименов собирается звонить Семаку

У Александра Панова с Русланом Пименовым много общего. Оба форварды. Оба в недавнем прошлом игроки сборной. Но если торпедовец Панов уже поиграл во Франции (за “Сент-Этьен”), то покинувшему “Локомотив” Пименову только еще предстоит покорить страну мушкетеров в составе “Метца”.

Руслан ПИМЕНОВ: “Семин пожелал удачи...”

Итак, в новый сезон он вступает форвардом “Метца” — “Локомотив” на полгода отдал Руслана французам в аренду.

— Для меня это супервариант! — говорит нападающий. — Франция, высший дивизион... Мечта! И, я надеюсь, новый этап в жизни.

— Какие-то другие варианты кроме “Метца” были?

— Может быть, и были, но мне об этом ничего не известно. Что “Локомотив” мне нашел, на то я и согласился. Съездил на просмотр, приглянулся...

— Когда планируешь дебютировать во французском чемпионате?

— Когда получу рабочую визу, а на это уйдет две-три недели. Тут, правда, некоторые газеты написали, что я уже 5 февраля сыграю против “Ниццы”. Читал — смеялся. Полная чушь.

— Что это за город — Метц?

— Маленький уютный европейский городок. Большего пока сказать не могу — не было времени осмотреться. Стадион? Вмещает тысяч тридцать, но на “Локомотив” не похож. Я даже не знаю, с чем его сравнить, — в России таких арен нет.

— Французский язык — проблема?

— На данный момент — да, но надеюсь, что скоро заговорю. Клуб предоставляет учителя — буду заниматься. Все это для быта нужно, на тренировках-то у меня проблем нет: футбольный язык — он для всех един. Плюс ломаный английский помогает. (Смеется.)

— Какие цели ставишь перед собой в “Метце”?

— Для начала узнать, что же это такое — чемпионат Франции. Все новое, интересное! Команда, люди, атмосфера, менталитет... А потом уж играть! Соскучился я по большому футболу.

— Как сейчас обстоят дела со здоровьем?

— Все проблемы позади. Стучу по дереву...

— Из легионеров ты один в команде?

— Нет, “Метц” тут еще одного югослава взял.

— Наверное, первое время преимущественно с ним будешь общаться?

— Скорее всего. Он ведь тоже французского не знает.

— В западных командах обычная практика — новички угощают ветеранов ужином. Готовишься накрывать партнерам “поляну”?

— Честно говоря, первый раз об этом слышу, но если надо будет, то почему нет?

— Ты только планируешь заиграть в “Метце”, а Семак уже провел один матч за “ПСЖ”. Есть мысль — с Сергеем во Франции встретиться?

— Я уже звонил ему на московский мобильник — не отвечает. Если удастся найти французский телефон, то, конечно, позвоню. Может быть, и встретимся...

— Рассматриваешь вариант — остаться в Метце не на полгода, а на год-два?

— Так далеко пока не заглядываю, но, безусловно, хотелось бы продолжить карьеру в Европе.

— То есть о возвращении в “Локомотив” не думаешь?

— Говорю же: пока все мои мысли только о ближайших шести месяцах. На данный момент я игрок “Метца”, а там посмотрим.

— Уезжая в “Метц”, с Семиным попрощался?

— Был небольшой разговор. Удачи друг другу пожелали — и все.

— А с Сычевым на французскую тему общался? Дима как-никак цвета “Марселя” защищал...

— Да, созванивались. Сычев сказал: “Интересный чемпионат...”

— Для него в свое время во Франции большой проблемой стало одиночество...

— Убежден, у меня такой проблемы не будет. Я — человек общительный. Компанейский.

— 10 февраля “Локомотиву” будут вручать золотые медали чемпионата-2004. Собираешься выбраться?

— Вряд ли. Сомневаюсь, что меня из “Метца” отпустят.

— А как же медаль?

— Честно говоря, я не знаю, планируют ли меня награждать. Посчитают, что достоин, — отлично (за меня ребята медаль получат). Нет — значит, нет. Никаких обид.

— А как сам считаешь, заслужил “золото”?

— Думаю, что свою лепту я в эту победу внес.



Александр ПАНОВ: “Надо быть на голову выше, чтобы усадить меня на скамейку!”

Его любят одинаково: и в родном “Зените”, с которого начиналась карьера этого нападающего, и в московском “Торпедо”, главным бомбардиром которого он стал в прошлом сезоне. Неизвестно еще, на что бы претендовали черно-белые, кабы не Сашины 15 мячей!

— В прошлом году у тебя, кажется, все складывалось удачно: “Торпедо” долгое время шло в лидерах, ты четвертое место в списке бомбардиров чемпионата России занял...

— Да, но главное — 13 июня у меня первенец родился! Никита... Я согласился присутствовать при родах, понял, как это тяжело. Когда взял новорожденного в руки, что-то как будто переменилось.

— Отцом по-настоящему когда себя почувствовал?

— Ой, это со временем пришло... Когда осознал, какая это ответственность. Он же на тебя смотрит, ты ему как пример во всем! А еще мне стало казаться, что семейные отношения без детей — это не совсем правильно.

— Данные у Никиты, наверное, неплохие...

— Подвижный очень, шустрый. Классный бы футболист получился! Если захочет семейные традиции продолжить, буду только за... Может быть, он будет на поле лучше меня?

— Но ведь за тот год ты не часто видел ребенка...

— Почему же? Это в Питере одна команда — “Зенит”, поэтому постоянно приходится колесить по стране. А здесь, в Москве, столько клубов, что частенько и гостевые игры фактически становятся домашними. Поэтому на разлуку с семьей грех жаловаться.

— Отпуск рядом с сыном провел?

— Да, с женой, ребенком и моими родителями в Подмосковье отдыхали. Я-то маму с папой редко вижу, они в Питере живут...

— Нечасто теперь домой ездишь?

— Кроме футбольных выездов обычно раз в год наведывался, а теперь вот придется почаще: надо с сессией разобраться.

— Где учишься?

— Третий курс академии Лесгафта. Когда я уехал играть во французский “Сент-Этьен”, образование забросил — меня и отчислили как не приступившего к сессии. Теперь вот восстановился уже на платном отделении, учусь в индивидуальном порядке.

— Так тебе в Московскую академию физкультуры можно перевестись.

— Не хочу. Там начал, там и закончу. Не люблю бросать на полпути.

— Вернемся к делам футбольным. Какие у тебя общие впечатления от Премьер-лиги образца 2004 года?

— За какой-то один год стала интереснее. Много звезд играет, причем не только зарубежных, но и наших. Кержаков, Сычев... Да и тренеры прибавили на порядок. Стали ездить в Европу. Добывать опыт у тренеров великих клубов. Наш Сергей Анатольевич Петренко, например, со всем штабом не так давно побывал на тренировках бременского “Вердера”.

— Что-то после этой поездки изменилось в схеме тренировочного процесса “Торпедо”?

— Хм, ну это мы увидим со временем... Хотя и сейчас есть новинки: прыжковые упражнения, например.

— Что лично у тебя вызывает тревогу в преддверии нового сезона?

— С обороной у нас не все в порядке. Да и в прошлом году, если помните, когда выбыл из-за травмы Степанов, многое посыпалось... Как-никак, оборона — это 70 процентов успеха любой команды. Ежели не пропустишь ни одного мяча — это минимум ничья, а значит, очко в копилке. Да и форварды нужны. А то мы с Андресом Опером остались пока фактически вдвоем. А если у кого-то не получается?.. Я вот после рождения Никиты почувствовал резкий спад в игре — и перестал забивать. Да еще эта пауза, связанная с игрой сборной России на чемпионате Европы в Португалии... Нет, нападающие нам очень нужны.

— И ты не боишься конкуренции со стороны коллег?

— Не боюсь, потому что я знаю, на что способен на поле. Пусть проявят себя и другие. Я же не эгоист, у нас командный вид спорта. Если я оказываюсь слабее, появляется тот, кто временно приносит успех, тем самым как бы кормит команду. В том числе и мою семью. Но знаете, я тоже человек с амбициями. Должен прийти нападающий на голову сильнее, чтобы посадить меня на скамейку запасных!

— О твоих мячах много разного сказано. Но ты и голевому пасу очень радовался, например, в игре с “Локо”?

— Ну если я видел, что Кормильцев в более выгодной позиции открывается, зачем же самому было бить? Тем более действительно хорошо получилось. Красиво. И я видел, как этому голу радовались болельщики... Хотя не скрою, что забивать самому приятнее.

— Тогда вопрос: твой лучший гол за карьеру?

— Наверное, все-таки в финале Кубка за “Зенит” против “Динамо”. Самое сильное, что я сотворил! А потом что было, помните? Город ждал этого трофея, мы вернулись домой героями. На Невский сто тысяч народу пришло, огромная бушующая толпа счастливых людей... Ну еще не забуду второй гол Бартезу на “Стад де Франс” в 1999-м. Сложный мяч был, согласитесь.

— Видеозаписи этих шедевров у тебя есть?

— А как же! Согласитесь, любопытно на себя самого посмотреть семь лет спустя и понять, насколько ты изменился в жизни и в футболе.

— На что “Торпедо” замахнется в этом сезоне?

— Цель, как всегда, — первая тройка. Но это будет тяжелее, чем год назад, потому что к “Торпедо” уже иначе относиться будут. С большим уважением, что ли... Конечно, наши болельщики (а их стало больше, заметили?) заждались медалей. И еврокубков — а для этого нам необходимо взять Кубок России.

— Это реально?

— Вы знаете, у меня сейчас чувство из серии дежа вю. В 1998 году “Зенит” с Бышовцем долгое время шел в лидерах, а закончили мы год пятыми. Через год Питер победил в финале кубка страны. А с “Торпедо”-2004 мы ведь тоже пятое место заняли... Знаете, что скажу? Болельщики могут и понять пятое место, а могут, наоборот, освистать за третье. Потому что только равнодушия они не прощают. Никогда!



СЕМАК: ПО-ПРЕЖНЕМУ КРАСНО-СИНИЙ

“Мне нужно время, чтобы набрать форму. Два-три матча — и я почувствую игровой ритм...” Эти слова Сергей Семак скажет после своего дебютного матча за французский “Пари Сен-Жермен”. Матча, в котором его команда проиграла, а он провел на поле 65 минут.

Главный тренер парижан Вахид Халилходжич обещал выпустить россиянина в матче с “Монако” и слово свое сдержал: “Ну-ка посмотрим, на сколько тебя хватит...”

“Посмотрим!” — Семак и бровью не повел. Вышел в основе. Отыграл больше часа. Те же красно-синие цвета. Та же уверенность в собственных силах. Только капитанской повязки нет и вместо “пятерки” на спине “барабанные палочки” — число 11.

И взаимопонимание с партнерами — не то. Мы убеждены, что пока, но французам-то уже сейчас результат нужен. Отсюда скепсис по поводу игры “русского парижанина” (Семаку к предвзятым оценкам надо сразу привыкать — с легионеров везде спрос особый). Дескать, и по воротам мало бьет, и на “втором этаже” не фонтан, и ошибок много допускает...

Дайте время, господа! Человек почти два месяца не играл! Обвыкнется, обживется, обстучится. Гостиницу на квартиру сменит, семью перевезет... Вот тогда, даст бог, и увидите настоящего Семака. Того самого, что минувшим декабрем футбольный Париж на колени поставил.

Или забыть успели? Так он напомнит...


Российские футболисты, выступавшие во Франции ранее:

Родионов, Черенков, Бубнов — “Ред Стар”

Хидиятуллин — “Тулуза”

Добровольский — “Марсель”

Мостовой — “Кан”, “Страсбур”

Яновский — ПСЖ

Смертин — “Бордо”

Косоногов — “Бордо”

Панов — “Сент-Этьен”

Ананко — “Аяччо”

Сычев — “Марсель”

Российские футболисты, выступающие во Франции сейчас:

Семак — ПСЖ

Пименов — “Метц”



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру