Если танцевать не от печки...

Грузия была больна “Жванияфобией”?

“Это был несчастный случай”, — продолжают утверждать грузинские политики и полицейские. И если уж был виновник в гибели Зураба Жвании, то единственный — газовая печь “Никала” иранского производства. По словам специалистов, на счету этих “чудо-печек” уже 80 унесенных жизней только в Тбилиси. И все же попадание премьер-министра в разряд отравленных угарным газом кажется довольно странным. Недаром говорят, что если политик погибает, то это кому-нибудь нужно.


Вопрос: кому нужна была кончина Жвании? Вообще-то еще полгода назад на заседании грузинского парламента премьер-министр бросил в сердцах: “В Грузии уже 14 лет длится болезнь под названием “Жванияфобия”. За это время то один, то другой заболевает этой болезнью. Но с тех пор ни один пациент не выжил”. Звучало как угроза. Но кому она адресовалась? Откровенных врагов у Зураба Жвании было немало. Но способны ли были они убрать премьера?

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ. “Я потерял друга и надежного соратника”, — заявил на внеочередном заседании правительства президент Грузии Михаил Саакашвили. Однако ни для кого в Грузии не секрет, что отношения между прежними соратниками в последнее время обострились. Соратники Жвания в правительстве очень настороженно относились к ставленнику Саакашвили — министру экономики и инфраструктуры Грузии Кахе Бендукидзе. Их просто приводили в шок высказывания последнего, что Грузии сейчас надо продать все, что продается, “исключая честь и совесть”. На вопрос, как же “стратегические объекты”, Бендукидзе отвечал, что “не знает значения слов “стратегические объекты”. Кончилось тем, что Бендукидзе пришлось убрать из правительства, но Саакашвили не мог с этим смириться. Аналитики еще летом утверждали, что Жвании осталось сидеть в кресле не более полугода. С тех пор как раз минуло шесть месяцев. Но вот незадача: Саакашвили не мог безболезненно убрать Жванию из премьер-министров. И не только потому, что у того в Грузии не меньше сторонников, чем у самого президента... Известно, что Жвания — наполовину армянин. Его мать — армянка. Кстати, его высказывание насчет “Жванияфобии” было ответом на обвинения в наличии “армянских корней”. Но эти армянские корни очень ценились в США — благодаря им Грузия получала поддержку от обширной армяно-американской диаспоры. И Саакашвили ненавязчиво намекнули, что, если он уберет Жванию из правительства, не видать ему больше финансовой поддержки. И тут — надо же! — печка-отравительница подвернулась... Поистине редкое совпадение. Кстати, после прочувствованных слов и минуты молчания Саакашвили объявил, что полномочия всех министров приостанавливаются... до создания нового кабинета министров.

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ. Учитывая, что труп премьер-министра был найден в квартире его друга — зам. губернатора провинции Квемо Картли Рауля Юсупова, сразу возникает вопрос: а почему все решили, что мешал кому-то именно Жвания, а не сам Юсупов? Или оба сразу? И тут вспоминается судьба предыдущего губернатора Квемо Картли — Левона Мамаладзе. Поскольку он имел общий с главой Аджарии Абашидзе бизнес, то был нещадно изгнан с должности новой командой во главе со Жванией. На руководство областью Жвания поставил своих людей. Между тем известно, что Левон Мамаладзе был весьма авторитетным человеком — в том самом криминальном смысле. Его охрана больше напоминала отряд боевиков. Вряд ли он простил Жвании и его ставленникам потерю хлебного места.

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ. Вовсе не политическая. Все знают, что “загадочная кончина” — не редкость в стане людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Одной из причин указанной выше “Жванияфобии” были как раз подозрения в том, что Зураб Жвания любит не только женщин. Тогда становится понятным, что за ночная встреча могла быть у премьер-министра с его другом. И почему охрана, не получавшая ответов на звонки в течение пяти часов, не сразу ринулась на помощь своему боссу: бывают в жизни моменты, когда человеку не до телефонных звонков... Известна эмоциональность людей подобного склада. Потому гибель обоих друзей становится понятной.

По последним данным, медики после вскрытия тел опровергли насильственную версию смерти Жвании и Юсупова. Но, учитывая, что дело взято под личный контроль президента (он своим личным распоряжением запретил медикам давать комментарии журналистам), все-таки обсуждать иные варианты приходится.

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ?
Бархатные революционеры понесли первые потери

К двенадцати часам дня у республиканской больницы в Тбилиси собралась толпа. Народ обсуждал только одну новость: внезапную трагическую гибель премьер-министра страны Зураба Жвании. Политики были в шоке и отказывались комментировать смерть соратника президента. Зато детали случившегося не сходили с уст. Картина трагедии выглядела к утру следующим образом.


В двенадцать ночи Зураб Жвания в сопровождении охраны направился к своему другу Раулю Юсупову на улицу Сабурталинскую. Там в доме номер 53/а Юсупов недавно снял квартиру. На должность заместителя губернатора провинции Квемо Картли он был назначен тоже буквально на днях и даже еще не успел добраться до нового места работы. До этого Юсупов работал в Госсекретариате. По-видимому, перед отъездом друзья решили пообщаться. За два дня до этого произошло еще одно событие: Юсупов приобрел для нового жилья газовую печь иранского производства марки “Никала”. Как установило следствие, при монтировании печи была допущена грубая оплошность. Печь оснащена трубой, которая должна быть выведена в окно, для того чтобы угарный газ выходил на улицу. Как раз этого сделано не было. Соседи по лестничной клетке сообщают, что где-то около двенадцати ночи в газовых сетях резко подскочило давление газа. Может, это и стало причиной резкого выброса и моментального отравления Жвании и Юсупова?

Охрана Жвании оставалась внизу возле подъезда. По их словам, посторонние в дом не входили. Через некоторое время они начали волноваться и звонить на мобильный телефон Жвании — он не отвечал. Только через четыре часа охрана решила проверить, что происходит. Почему ждали так долго? Этот вопрос сейчас проясняет следствие.

В половине пятого охранники выбили стекло (все же подтверждается версия, что охранники проникли через окно, а не через дверь). И застали такую картину: Жвания сидел в кресле в комнате, Юсупов лежал на полу на кухне. Оба были мертвы. На столе в комнате был накрыт скромный ужин, лежали раскрытые нарды... Тут же были вызваны полицейские и руководство МВД. Остатки пищи и злополучная печь отправлены на экспертизу. Тела Жвании и Юсупова были доставлены в республиканскую клинику на вскрытие и проведение экспертизы. У погибших взята кровь на биохимический анализ. Первые результаты медики обещали огласить лишь к вечеру. А детальные данные экспертизы должны быть обнародованы через 12 дней.

Исполняющим обязанности премьера Саакашвили назначил вице-премьера Георгия Барамидзе. По закону, через семь дней президент должен внести на рассмотрение в парламент новую кандидатуру премьер-министра. Пока даже не говорят, кто это может быть. Хотя летом поговаривали, что Жванию сменит Каха Бендукидзе.


ИЗ ДОСЬЕ “МК”.

СМЕРТЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОТРАВЛЕНИЯ

Август 1995 г. — от отравления неизвестным ядом скончался председатель “Круглого стола бизнеса России” Иван Кивелиди. Одновременно умерла его секретарь Зара Исмаилова.

Апрель 2002 г. — в Чечне после прочтения письма, обработанного сильнодействующим ядом, умер террорист Хаттаб.

Июль 2003 г. — скончался заместитель главного редактора “Новой газеты”, депутат Госдумы Юрий Щекочихин, госпитализированный в ЦКБ с инсультом. Экс-вице-спикер Госдумы Владимир Лукин не исключал, что депутат мог быть отравлен.

Сентябрь 2003 г. — в Новосибирске от отравления неизвестным ядом умер известный боксер Андрей Козловский.



ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ГРУЗИНА

“Я грузин, а значит, я — европеец”, — вчера весь Тбилиси вспоминал именно это высказывание Зураба Жвании, которое он произнес еще в 1999 году в Страсбурге.

Выпускник биологического факультета Тбилисского университета в советские годы был обычным научным сотрудником. В момент расцвета всяких общественных движений Жвания стал руководителем партии “зеленых”. На этой почве он и завел свои многочисленные европейские знакомства. А в 1992 году он уже занимал пост главы комиссии по экологии госсовета Грузии. В 1993 году стал генеральным секретарем коалиционной партии “Союз граждан Грузии”, созданной для поддержки политики президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе. Экс-президент Грузии научил его тонкостям политического ремесла. Как выяснилось позже, на свою голову. Почувствовав, что под Шеварднадзе зашаталось кресло, Жвания уходит в оппозицию. Созданная им партия “Объединенные демократы” начинает работать на смену власти в стране. Именно Жвания привел в политику Михаила Саакашвили. В результате “бархатной революции” лидером страны стал Саакашвили. Хотя многие считали, что Жвания — более сильный и изощренный политик. Но выбор был сделан в пользу более харизматичного Саакашвили. Кроме того, армянские корни Жвании мешали ему стать лидером страны. Четыре месяца спустя Жвания был избран премьер-министром. В отличие от Саакашвили Жванию нельзя было считать таким уж проамериканским политиком, впрочем, как и пророссийским. Однако все без исключения называли его “истинным патриотом Грузии”. Возможно, за это он и пострадал.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру