Джотто встретился с Рублевым

В Пушкинском показывают много-много “Мон Лиз”

9 февраля 2005 в 00:00, просмотров: 255

Ее уже назвали выставкой столетия. Кто бы мог действительно подумать, что мы получим благословенную Италию со всеми ее шедеврами прямо с доставкой на дом. Раньше к нам привозили одну “Мону Лизу” Леонардо да Винчи, одну “Донну Велату” Рафаэля — и к ним, на выставку единственной картины, стояли километровые очереди. А сейчас есть все — Джотто, Рафаэль, Леонардо, Тициан, Веронезе, Микеланджело... Что же будет с Волхонкой сейчас?


Выставка “Россия—Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича” готовилась долго, несколько лет. Но и охват ее огромный. Более двухсот произведений иллюстрируют картину развития изобразительного искусства двух стран за 500 лет. И можно теперь с уверенностью сказать: иконы нашего Рублева смотрятся на фоне почти его современника Джотто очень даже неплохо.

Вернисаж начинался пафосно. От сотрудников Федеральной службы охраны яблоку негде было упасть. Ждали Людмилу Путину. Но она почему-то не приехала. Вероятно, предпочла смотреть великое искусство без посторонних. Тем не менее грандиозную экспозицию открывали аж три высокопоставленных чиновника: министр иностранных дел России Сергей Лавров, министр иностранных дел Италии Джанфранко Фини и наш министр культуры Александр Соколов.

Выставка занимает все пространство вокруг центральной лестницы. В центральном зале голова идет кругом. С одной стороны — шедевры иконописи из Третьяковки, Русского музея, в том числе знаменитая икона XII века “Ангел Златые Власы”, и музеев Кремля, которые расщедрились и привезли на выставку несколько драгоценных реликвий Оружейной палаты. С другой — упакованные в пуленепробиваемые прозрачные контейнеры шедевры великой эпохи Возрождения. Самые ранние из них — мозаика XI века “Святые жены” из собора Сан-Марко в Венеции, фреска “Святой Юлиан” Пьеро делла Франческа из городка Ареццо (1453) и две небольшие скульптуры Донателло из базилики Сан-Антонио в Падуе — музицирующие ангелы (1447—1449). Самые поздние — уже в залах над лестницей — датированы началом ХХ века: здесь Малевич соседствует с Джино Северини, а Кандинский — с Умберто Боччони. Возможно, впервые наша публика может познакомиться с тем, что делали итальянские живописцы после Ренессанса. Между тем здесь тоже немало шедевров, в том числе Караваджо.

— До сих пор ничего подобного не было, — рассказала нам доктор искусствоведения Виктория Маркова. — Мы привозили, если помните, в 1989 году “Донну Вилату” Рафаэля из флорентийской галереи Питти. Тогда это была выставка одного шедевра. Теперь картина Рафаэля — одна среди многих. Рядом с шедеврами Тициана, Микеланджело, да Винчи. Мы можем увидеть наконец панораму и убедиться, что, оказавшись в одном зале, ни древнерусские иконы, ни памятники Возрождения не проигрывают на фоне друг друга. Это были два разных пути в искусстве, и вполне самодостаточные.

До приезда в Москву выставка “Россия—Италия” четыре месяца работала в Риме. Парадоксально, но экспозиция в Москве намного богаче, чем римская, причем за счет шедевров итальянских музеев, коих в проекте участвует больше 20.

— Они, как ни странно, предпочли Москву Риму. Там, например, не было ни одной картины Рафаэля, лишь рисунок. У них был всего лишь рисунок Леонардо, к нам же приехала великолепная “Голова девушки”, которая по изяществу и загадочности не уступает знаменитой “Моне Лизе”. Джотто был другой, в плохом состоянии, у нас же — “Св. Стефан”, который никогда не выдается на выставки. Я персонально его добивалась в фонде Хорн во Флоренции. А “Донна Вилата” и вовсе попала к нам из Лондона, где проходит большая выставка произведений Рафаэля.

На самом деле сравнить две культуры всегда интересно. Был, например, в Риме в XVIII веке художник Фаттео Баттони. Самый знаменитый в тогдашней Европе портретист. Писал всю аристократию. Он сделал портрет нашего графа Разумовского, который и сейчас хранится в коллекции графов Разумовских в Вене. Потомки любезно поделились портретом с нами, чтобы сравнить его с другим “Разумовским” — кисти нашего Левицкого.

В общем, экспозиция хороша во всех отношениях. Единственное “но”: при чем здесь Серов и Врубель в зале авангарда? Парадный портрет великого князя и “Демон” смотрятся на фоне Кандинского с Малевичем как инородные тела. Вероятно, это все-таки проблема площадей. Была, как нам стало известно, и еще одна накладка. Грандиозная выставка, которая проходит под патронажем Путина и Берлускони, чуть было не накрылась из-за таможни. Оказывается, пару месяцев назад были введены новые таможенные правила, и с организаторов выставки стали требовать огромного денежного залога. Пришлось вмешаться самым высокопоставленным чиновникам. Теперь мы можем любоваться русскими и итальянскими шедеврами по 20 мая.






Партнеры