Продай родину, мать твою

Корреспонденты “МК” стали нелегальными мигрантами всего за 300 рублей

Даже негостеприимные москвичи признают: сами они вряд ли пойдут торговать на рынок или строить дома. Непрестижную работу за них давно делают приезжие, главным образом иностранцы.

Недавно даже в правительстве России начали понимать: без рабочей силы из других стран нам экономику не поднять. Но государство никак не может заставить их работать именно на него, а не на дядю, который не платит налогов и в гробу видел рост ВВП.

Впрочем, власти виноваты сами. Предельно усложнив процедуру получения разрешения на работу в России, они сработали на того самого дядю: стать нелегальным гастарбайтером в Москве сегодня гораздо проще и дешевле, чем легальным. В этом корреспонденты “МК” убедились лично.

Длинная дорога к рынку

Масштабы нелегальной миграции в РФ столь шокирующие, что эту цифру держат в числе государственных секретов. Статистику ведет ФСБ, о реальном положении вещей стойкие чекисты молчат. На слуху же такие данные: по экспертным оценкам, только в Москве не менее миллиона (а может, и все два) нелегальных рабочих. Но и эта цифра занижена. Почему?

Потому что путем невероятных ухищрений “МК” удалось узнать такие весьма достоверные данные. За прошлый год из страны выдворено около 100 тысяч иностранцев. При этом въехало к нам около 20 миллионов из визовых стран и около 2 миллионов из безвизовых. Работать в Россию едут примерно 10—15% от числа въехавших (около 2,5 миллиона). Но разрешения на труд получили лишь 400 тысяч человек! Где остальные? При взгляде на московские улицы и рынки нет сомнений, что трудятся. Но не платят налогов и увозят в свои страны заработанное наличными (ежегодно по нескольку миллиардов долларов). Нужны такие гости государству? Нет. Но что оно делает, чтобы народ ехал к нам работать официально? А вот что.

По закону каждый иностранец должен получить при въезде в страну миграционную карту — листочек формата А5, часть которого остается у пограничника, а часть у владельца — с именем и датой въезда. Карт не имеют те, кто въехал незаконно, и те, кто был депортирован. Ну и те, кто заявил на границе, что приехал к нам меньше чем на три дня. Если иностранец приезжает к нам по рабочей визе, он должен иметь и разрешение на работу. То есть сначала человек должен у нас трудоустроиться, а уже потом приезжать.

Если фирма собирается нанять на работу 20 украинцев, 10 таджиков и 35 вьетнамцев, ее ждет долгий (до полугода!) и дорогостоящий путь. Сначала нужно получить в региональном отделении Федеральной службы занятости Минздрава и соцразвития квоту на привлечение данного числа иностранцев. Эксперты министерства должны будут написать заключение, что права россиян при этом ущемлены не будут. А если, к примеру, квота по украинцам исчерпана, фирме придется искать казахов или туркмен.

С бумажкой из службы занятости фирма должна пойти в УПДМ (Управление по делам миграции), где в течение 30 дней ей выдадут разрешение (или отказ) на привлечение иностранной рабочей силы: бланк за подписью замдиректора Федеральной миграционной службы (ФМС). Здесь же фирме выдадут разрешения на работу для иностранцев: пластиковые карты на имя владельца с указанием региона, где гастарбайтер будет трудиться (выдается только на 1 регион!), с его фотографией, датой рождения, названием компании, куда он устраивается, и должностью. Карта действует всего один год. Да еще за каждого иностранца фирме придется заплатить пошлину в размере 3 тысяч рублей. Только после этого она может выписывать иностранцам приглашения. Маразм? Конечно. Поэтому и въезжает большинство работников незаконно.

Весь этот путь можно укоротить и удешевить. Иностранец может пересечь границу нелегально или въехать по гостевой (излюбленный метод китайцев) или учебной (сие предпочитают вьетнамцы) визе. Еще сложнее отследить перемещения гостей из безвизовых стран — тех же украинцев, которые могут у нас даже не регистрироваться в течение трех месяцев.

Итог. Стать нелегальным мигрантом сегодня даже не просто, а очень просто. Практически на каждом московском столбе и в каждом вагоне метро висят объявления агентств, предлагающих приезжим купить миграционные карты, разрешения на работу, а фирмам — квоты или разрешения на использование иностранной рабсилы. Стоят все эти документы дешевле, чем официальные. Оформить их куда быстрее. А отличить подделку от оригинала на глазок практически невозможно. Да и кто это будет делать, если, к примеру, даже суровые московские чиновники понимают: без гастарбайтеров город встанет.



Квоты сделаны, господа

В течение нескольких месяцев я обрывала листочки с рекламой “юридических агентств”, предлагающих “легально” помочь гражданам СНГ и другим иностранцам жить и трудиться в России без проблем. А когда села за их обзвон, выяснилось, что за это время часть фирм уже улетучилась. В каждом третьем случае автомат сообщал: “Абонент временно не обслуживается”. Почти все фирмы оставляли сотовые телефоны, никто не предлагал обратиться за дополнительной информацией на сайт и не оставлял имен (лишние следы ни к чему). Судя по тому, что большинство фирм снимало офисы в центре города (на Комсомольской площади, Тверской, Таганке, площади Революции), дела у них шли неплохо.

Но примерно с десятком фирм у меня все-таки состоялся разговор. С легендой об узбекском родственнике, у “которого проблемы с въездом”, я обратилась в агентство, предлагающее “ОФИЦИАЛЬНО миграционные разрешения на работу, регистрацию” и прочие документы. Человек с украинским акцентом кратко пояснил ситуацию:

— Миграционная карта стоит 500 рублей на 3 месяца и 350 рублей на 45 суток. Привозите ксерокопию паспорта и миграционный лист, который дадут вашему родственнику в аэропорту. Если нужно разрешение на работу, у нас его делают за 2,5 тысячи рублей, вместе с медстраховкой. Всего за 4 дня. Нужно только название организации, в которой он будет работать.

В следующей фирме разрешение на трудовую деятельность в России оценили в 3 тысячи рублей (правда, при этом пообещали управиться в 3 дня). Еще в одной — в 2,5 (1,5 тысячи авансом). Набор документов везде был традиционным: ксерокопия паспорта, на которой нужно написать должность человека, и 2 цветных фото. Я пошла ва-банк: мол, у организации, куда я хочу устроить родственника, нет квоты на привлечение иностранной рабочей силы.

— Это ерунда. Нет проблем. Мы можем оформить его на свою фирму.

— А у вас что, строительная фирма?

— Да.

— А можно вместо ксерокопии паспорта привезти паспортные данные на листочке?

— Привозите.

В следующей фирме были еще более откровенными: у них оказался целый набор “своих фирм” разного профиля, на которые они могут оформить любого иностранца.

— Хотите — на строительную, хотите — в торговлю.

— А проблем у родственника потом не будет?

— Ну, если с проверкой придут, а у вас разрешение на работу в другой фирме, то будут, — признались там. Но тут же успокоили: — Проверяют в основном крупные строительные фирмы в центре города.

— А что у вас за фирмы?

— У них есть свободные квоты, которые они не могут заполнить, — совсем уж разоткровенничались на другом конце провода. — И они ими торгуют. Дешевле, чем официально. Сейчас легально получить квоту стоит почти шесть тысяч на человека, да еще тыщу за миграционную карту (миграционные карты выдаются бесплатно. — Авт.). Покупайте, не прогадаете!

— Такие фирмы имеют хорошие связи в Министерстве здравоохранения и соцразвития, — сказал мне один эксперт. — За ними специально резервируются квоты, по которым рабочие привлекаться не будут, чтобы они могли выгодно их продать.



Пароль: “Домодедово”

Самым дешевым из того, что мне предлагали, оказались миграционные карты (200—500 руб.). Но с их приобретением у нас были проблемы. В одной фирме сказали, что без ксерокопии паспорта общаться не станут. Но луч надежды блеснул на третьем звонке:

— Вам “чистая” карта нужна? Въезд какой? “Домодедово”? Нет, документов не надо. Приезжайте — 200 рублей.

Оказалось, практически все фирмы предлагают услугу “чистая миграционная карта”. Для ее получения не нужно ни документов, ни фотографии. Такие карты, как говорят в фирмах, действуют три месяца, и их можно продлить (?!). За карту со штампом въезда и регистрацией берут уже 500 рублей (правда, требуют ксерокопию паспорта). Если же я не захочу регистрировать родственника в своей квартире, то и это пустяк. В одной фирме мне сразу пообещали помочь:

— Мы впишем его на свой адрес!

По паролю “Чистая. Въезд “Домодедово” мы договорились о встрече в одной из фирм. За “чистую” здесь попросили 300 рублей. Называлась контора “Интерконтакт”, находилась недалеко от станции метро “Таганская”. Во дворе дома №19 по улице Большие Каменщики красовалось объявление, что двор... контролируется видеокамерами. Работники диспетчерской местного ДЕЗа, расположенного всего в полусотне метров от нужной конторы, охотно сообщили:

— Вам разрешения на работу? Это вон в той пристройке!

Усталая девушка, оформляющая миграционные карты, попросила подождать несколько минут. На легенду о том, что наш родственник — гражданин Узбекистана, у которого сразу по приезде в Москву украли все документы, девушка отреагировала участливо. И попросила 100 рублей авансом, позволив выбрать себе любое время прилета. На следующий день нам выдали карту. На ней стоял штамп: “Домодедово”, №131, Россия, КПП. Дата прибытия — 24.01.05. Номер миграционной карты выглядел подозрительным, как будто подтертым лезвием: 50040 4104843. Ни одна графа не была заполнена: сюда можно было вписать любое, даже несуществующее имя, хоть Усама бен Ладен или Басаев.

Фирмы “Интерконтакт” в базе данных зарегистрированных в Москве фирм мы, конечно, не обнаружили. В базе данных миграционных карт карты с таким номером тоже не оказалось.

Короче, все ясно. Остался один вопрос. Почему фирмы выдают “миграционки” на три месяца? Дело в том, что иностранец может находиться на территории России безвыездно не более трех месяцев. Потом он должен либо выехать и снова въехать, либо поменять статус — подать заявление на получение вида на жительство, статуса беженца или другого разрешительного документа. Кстати, разрешение на работу дается сроком на один год. Еще один ляп в законах, которые при пристальном рассмотрении выглядят написанными в Госдуме по пьянке.

По закону, миграционная карта не подлежит продлению. Продлить можно лишь разрешение на работу, если при этом иметь работу. Владельца поддельной карты ждет депортация. Работодателей, принимающих на работу людей с поддельными “миграционками” или по поддельному разрешению на работу, ждет штраф. С этого февраля фирмы, использующие труд гастарбайтеров без разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, подпадают под статью УК (2—5 лет). Сейчас за это повышены штрафы: не 20 МРОТ (около 2000 рублей), а 500—2000 МРОТ (до 200 тысяч рублей).

Звучит грозно. Правда, никого не пугает.

— Я работаю в Одинцове, на заводе. Директор сказал нам: больше я не буду платить за ваши разрешения на работу, живите так. Все равно никто вас не проверяет, — сказал нам один таджик. — А в кармане все время ношу 100 рублей — для ментов. Хотя у меня есть регистрация. Но даже эта регистрация в Москве не дает мне права трудиться в России!

В связи с тем, что размер пошлины за привлечение иностранцев сейчас вырос, некоторым фирмам стало очень удобно покупать разрешения у “юридических агентств”. Кстати, разрешение на привлечение иностранцев должен оформлять только работодатель. При этом работник не знает, оформят его официально или он станет нелегалом. Работодатель может взять на работу только того иностранца, на которого он сам оформил разрешение. Если человек работал и уволился, то он должен покинуть страну и искать новую работу в России... находясь на родине. Круг замкнулся.



Откройте, милиция!

Подделать сейчас можно все. Миграционную карту — самое что ни на есть плевое дело. Разрешение на работу можно изготовить на любом принтере. За образец обычно берется “родная” карта — подделка печатается с тем же номером. Могут быть изменены разве что даты. А отличить подделку от оригинала трудно даже милиционеру.

...Недавно наш президент объявил борьбу с нелегальной миграцией одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов. Какие же усилия прилагает милиция, чтобы в стране не было обилия поддельных документов, которые, по закону, могут выдавать лишь органы внутренних дел?

Мы обратились в ГУВД Москвы с официальным запросом. Как сотрудники органов борются с фирмами, изготовляющими поддельные миграционные карты и разрешения на работу для иностранцев? Какую ответственность несут эти фирмы за изготовление подделок? Сколько дел возбуждено против таких фирм? На эти простые вопросы мы попросили ответить милиционеров. Но оказалось, что они очень сложные для милицейских умов.

Сначала наш запрос переслали в Паспортно-визовое управление (ПВУ) ГУВД столицы. Но через несколько дней там сообщили, что... это не в их компетенции, а в компетенции Управления по делам миграции. Там запрос рассматривали еще несколько дней. Пока чрезвычайно занятой начальник управления г-н Батуркин не передал через своего секретаря: эти вопросы — не в их компетенции, а в компетенции... ПВУ. Круг замкнулся. С нами не захотели общаться, поленились даже пустить пыль в глаза.

Вывод напрашивается сам собой: слова президента — московской милиции не указ. Фирмы, рекламой которых оклеен в столице почти каждый столб, могут продолжать жить спокойно: с ними никто не борется, это ни в чьей компетенции. Потому как в нелегальной миграции при нынешних дурацких законах заинтересованы прежде всего сами милиционеры. Хороший гастарбайтер для них — нелегальный гастарбайтер. А легальный — это отсутствие мзды. Чего тут хорошего?

Меж тем именно в легальных гастарбайтерах Россия очень даже нуждается: мы, это тоже подчеркнул Путин, не страдаем перенаселением, чтобы разбрасываться кадрами. Кстати, в ряде стран Европы приняты специальные программы, направленные на повышение их миграционной привлекательности. У нас тоже была принята программа под умным названием “Концепции регулирования миграционных процессов”, в которой все очень хорошо написано. Вот только исполнение странное. Точнее, его просто нет.

А может, пора признать то, что для всех, особенно москвичей, и так очевидно, и объявить миграционную амнистию? Всем нелегалам, проживающим в России, назначить час “Х” — время, на протяжении которого они могут легализоваться по упрощенной схеме регистрации (вроде модной нынче системы “одного окна”). И пообещать, что если они придут “с повинной”, им ничего не будет за то, что какое-то время они жили у нас нелегально. Ведь большинство иностранцев не регистрируются не оттого, что они преступники, а оттого, что это вышеописанный геморрой.

Недавно в ФМС занялись созданием официального интернет-сайта, где будет информация о фирмах, имеющих разрешения на привлечение иностранцев. Говорят, сайт облегчит доступ к информации о правилах миграции, получения и оформления документов и законодательной базе. Статистика показывает: 60% людей, которые обращаются в УПДМ, хотят просто задать вопрос, на который им (как и нам) не могут ответить в милиции.

До тех пор, пока год за годом вымирающая Россия не повернется к гастарбайтерам лицом, ее так и будут обворовывать. А украденные деньги будут плавно перетекать в карманы фирмачей и ментов, которые их “крышуют”.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру