Власть успокаивает, а театры горят

Олег ТАБАКОВ: “Какая реформа? Не надо валять дурака!”

Когда еще страну не трясло от слова, которое она не знала, — “монетизация”, культурную сферу уже возбуждало другое словосочетание: “театральная реформа”.


Попыток спастись было несколько. В конце прошлого года видные мастера театра встречались с Грефом, но, как оказалось, Греф кивал, но интересы театралов проигнорировал. Последний раунд борьбы состоялся в четверг в Кремле, где с Президентом России Владимиром Путиным встретились Александр Калягин, Олег Табаков, Марк Захаров, Кирилл Лавров, Валерий Фокин, Юрий Соломин и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Сначала небольшое уточнение к сути вопроса. Все началось с приказа Минкульта за подписью Михаила Швыдкого “О мерах по выполнению мероприятий по оптимизации бюджетных расходов”, который был подписан еще год назад. Так Михаил Ефимович, не раз говоря о сути этой “оптимизации”, вовсю открещивался от формулировки “закрытия” или “ликвидации” каких бы то ни было очагов культуры. Другое дело, что хотел придать им “правильный статус”. Дескать, есть Музей древнерусского искусства имени Рублева, в нем — коллекция икон. Но в Третьяковке тоже есть коллекция, “еще лучшая”, и в Историческом есть... Ну и зачем тянуть всех троих, когда “Рублева” можно с кем-нибудь слить? Список опальных музеев уже вырос до 30. Примерно то же ожидает и театр: хочешь быть частным — не жди денег от бюджета, а напротив, плати налоги, выкупай здание etc. Хочешь быть государственным... но государство само тебе скажет, нужен ли ты ему.

Театральная общественность сплотилась больше других. И уже в феврале Александр Калягин объявил о чрезвычайном съезде Союза театральных деятелей в апреле. Более того, удалось продавить встречу с президентом Путиным. Она была организована не заранее: многие из ее участников узнали о том, что необходимо быть в Кремле, только накануне. Встреча продолжалась примерно полтора часа. Как отмечают руководители крупнейших театров, Владимир Владимирович погружен в театральную тематику. Мы попросили прокомментировать результаты встречи тех, кого непосредственно касается театральная реформа.

Олег ТАБАКОВ, худрук и директор МХТ им. Чехова:

— Это не театральная реформа, не надо валять дурака и хлопать крыльями, взбивая пену. Это реформа всей социальной сферы нашей жизни: медицины, образования, естественно, культуры. А театр — лишь ее часть. Из нашей беседы мне показалось, что президент защитит болевые точки театра.

Марк ЗАХАРОВ, худрук московского театра “Ленком”:

— Реформа нужна. Но я задал вопрос, наверное, самый противный: а кто будет палачом, то есть — решать, какие театры закрывать, а какие нет? Еще о том, что попечительские советы, создаваемые при культурных учреждениях и театрах, могут позволить создавать такие структуры и условия, которые выживут театры из центра города.

Кирилл ЛАВРОВ, художественный руководитель БДТ им. Товстоногова:

— Главное, что президент принял три важных момента, которые должны быть учтены в новом законе. Во-первых, каждый театр сам выбирает ту форму существования, которую считает для себя нужной. Второе: внебюджетные средства (а именно на них существует театр) остаются в нем. И третье: попечительские советы ни в коем случае не должны выполнять поднадзорных функций.

По предложению директора Эрмитажа Пиотровского устрашающее словосочетание “попечительские советы” заменят на “наблюдательные”. Главное, чтобы при смене вывески наблюдательные функции не заменили на контролирующие, которые все театры отлично познали на себе в период СССР.

Самое интересное заключается в том, что всем до конца так и не ясно, в какой стадии находится столь возбудивший всех закон, — то ли на доработке, то ли уже на старте. Но, во всяком случае, встреча театральных деятелей с Владимиром Путиным дает надежду на то, что, если закон уже завтра начнут претворять в жизнь, в него все-таки успеют внести разумные коррективы. И он не повторит глупостей и ошибок скороспелого закона о монетизации.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру