Дверью по голове

рискуют скоро получить все пассажиры Подмосковья. Если не заплатят за проезд

16 февраля 2005 в 00:00, просмотров: 230

Не только дурной пример может быть заразительным. По стопам подмосковного Раменского, где два года назад все городские автобусы оснастили турникетами, скоро пойдет все Подмосковье. Уже в апреле транспортники обещают дать старт эстафете по установке “электронных кондукторов” на всех автобусных маршрутах. Мы отправились в Раменское, чтобы узнать, насколько успешным оказался эксперимент, которому вскоре дадут зеленый свет по всей области.

— В первые недели действия турникетов наши доходы выросли на 70%, — заверила нас замдиректора по перевозкам Раменского пассажирского автотранспортного подразделения Екатерина Кузнецова. — Помимо этого АСКП (автоматизированная система контроля проезда) позволила нам улучшить качество перевозок.

Транспортники утверждают, что с установкой новой системы в городе стали регулярнее, чем раньше, ходить автобусы. Не потому, что на сборах за проезд расплодились как кролики. Компьютерный учет позволил отследить колебания пассажиропотока и выровнять расписание автобусов. Пассажиры теперь, как правильные, в час пик не запихивают друг дружку в один автобус, а ждут следующего, зная, что он придет не позже чем через 5 минут.

Однако достоинства новой системы стали видны только со временем. На первых порах жители Раменского видели в ней кучу недостатков, главный из которых — неминуемость расплаты. За проезд.

— Некая молодежная организация города даже созывала митинг протеста, — улыбается Екатерина Степановна. — Когда мы пришли на него и спросили, чем им не нравятся турникеты, они прямо ответили: “Никогда не платили за проезд и платить не желаем!”. Один военный от злости погнул штангу турникета, которая стоит не одну тысячу рублей. Сейчас тоже пытаются не платить за проезд, но более хитрыми методами — отдавая свои льготные проездные родственникам.

Автобусный парк ведет нещадную борьбу с такими прохиндеями. Успех ее переменный. Иногда удается изъять по 5—7 бесплатных посадочных талонов у людей, которые не могут подтвердить право на них льготным документом. А порой, если это массовая проверка, то по 15—20 льготных проездных навсегда переходит в руки ревизоров. Тем не менее извести “зайцев” как класс не позволяет даже хитроумная штанго-электронная система, еще раз подтверждая правило, что наши “зайцы” — самые неуловимые в мире.

— Безусловно, “зайцы” и сейчас ухитряются ездить в автобусах. Но их стало значительно меньше — порядка 3% от общего числа пассажиров. Возможностей проникнуть в автобус при действующем “электронном кондукторе” немного. Подъезжая к остановке, водитель сначала открывает переднюю дверь, у которой установлен турникет, и лишь потом заднюю, чтобы выпустить пассажиров. “Зайцу” остается два пути: подлезть под турникет (что весьма проблематично) или получить задними дверями по голове в момент их закрывания. К нашему счастью, большинство пассажиров предпочитают ездить с достоинством.

— В пиковые часы АСКП оставляет им для этого шанс?

— Случается, что в пиковые часы посадка пассажиров идет медленнее. Но причиной этому не всегда контрольная система. Не купив заранее билеты, некоторые пассажиры приобретают их в “окошке” у водителя, расположенном непосредственно перед турникетом. Остальным тогда трудно подойти к штанге. Постепенно горожане привыкли к тому, что в пиковые часы им надо подумать о проездных документах заранее.

— Это не всегда представляется возможным. Ведь не на каждой остановке стоит ларек для продажи билетов.

— Помимо пяти стационарных касс в городе действует целая сеть киосков по продаже билетов, которую мы постоянно расширяем. Жалоб от населения на недостаток подобных пунктов мы не получаем. И потом, не факт, что они нужны на каждой остановке. После установки системы мы были поражены, когда узнали, насколько наши люди ленивы. Даже на конечных пунктах, имея возможность приобрести билет в стационарной кассе на 3 рубля дешевле, они покупали его у водителя при входе в салон.

Как известно, любой эксперимент имеет как сторонников, так и противников. Мы спросили у пассажиров на автобусных остановках, как им живется в роли “подопытных кроликов”.

— Раньше я заходила и спокойно ехала, — ворчит пенсионерка с палочкой. — И пенсионное не надо было доставать — мое лицо как проездной. А сейчас только и трясешься, как бы этот красненький билет не потерять — тогда в автобус вообще не зайдешь.

— Нельзя сказать, что это очень удобно, — сказала нам поджидавшая автобус на остановке Марина Стрелкова. — С обычным кондуктором в автобус зайти легче. Но в принципе мы понимаем, что деньги за проезд собирать надо, иначе автобусы вообще ходить не будут.

Недовольны были в основном люди преклонного возраста. “Среднее звено” на турникеты особо не жаловалось. Молодежь жалела лишь, что пропала возможность проехать “зайцем”. Ну так все хорошее когда-нибудь кончается.






Партнеры