Гипер? Cупер!

Как вырастить “цветы жизни” без колючек

17 февраля 2005 в 00:00, просмотров: 428

О них говорят: “егоза”, “непоседа”, “живчик”. Вспоминают про шило в одном месте... Они не могут пять минут посидеть спокойно.

С ними проблемы у родителей, воспитателей и учителей. Они — это гиперактивные дети.

Не хочу и не буду!

Шестилетнего Дениса мама привела в подготовительную группу гимназии. Он уже знал буквы, неплохо читал, однако на вопросы учительницы и психолога отвечал неохотно, перескакивал с одного на другое, старался все вокруг потрогать... По словам мамы, мальчик любит общаться с детьми, но они его обижают, и он злится, дерется. Денис очень хотел учиться, обещал, что будет вести себя хорошо. Но слово свое не сдержал. На уроках постоянно вставал, ходил по классу, брал у других учеников книги, карандаши, задавал посторонние вопросы. Требовал постоянного внимания и отвлекал тех, кто сидел рядом. После перемены долго не мог успокоиться, а на замечания учительницы не реагировал — будто не слышал.

Но самые большие проблемы были с письмом. Когда буковка не получалась ровной и красивой, он ее зачеркивал и наотрез отказывался продолжить работу. Через месяц учительница попросила забрать Дениса из группы. Она испробовала все: и терпела, и стыдила, и уговаривала, но ничего не могла поделать. Родители тоже принимали меры: лишали прогулок, новых игрушек, “видика”, даже объявляли бойкот. Домашние занятия регулярно сопровождались криком, слезами и наказаниями. “Неуправляемый ребенок”, — внушали родителям учителя...

— Таких детей правильнее называть “детьми с синдромом дефицита внимания” (СДВ), — поясняет директор Института возрастной физиологии РАО, академик, доктор биологических наук Марьяна БЕЗРУКИХ. — Они требуют к себе особого подхода, ласки, терпения, внимания, а этого как раз не хватает...

Родителям чрезвычайно трудно с СДВ-детьми. Они уверены, что их ребенок балуется, не хочет быть “как все”. Ведь они знают: малыш способный, а в школе — жалобы учителей, конфликты с одноклассниками.

— Гиперактивный ребенок действительно не может, а не “не хочет”, — утверждает Марьяна Михайловна. — Дети с СДВ неспособны изменить поведение по желанию взрослых. С ними нужна специальная тактика общения.

Как общаться с СДВ-детьми?

Нельзя быть грубым, раздражительным, говорить фразы “терпеть тебя не могу”, “ты мне надоел”, “у меня нет сил”, “сколько раз тебе повторять” и т.п. Через какое-то время ребенок перестает на них реагировать. Не следует разговаривать второпях или между делом, демонстрируя свою занятость. Если не можете сейчас отвлечься, извинитесь и поговорите позже. Во время разговора важны тон и мимика, на них ребенок реагирует сильнее, чем на слова, и они не должны показывать недовольство, нетерпение. Старайтесь задавать вопросы, требующие пространного ответа. Поощряйте ребенка в ходе беседы, показывайте, что вам интересно. Обращайте внимание на просьбы малыша, не отвечайте просто “нет” или “нельзя”, объясните причину отказа. Не придавайте проступку ребенка чрезмерного значения, сохраняйте спокойствие. Не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или по вине взрослого. Лучше объясните, почему так поступать нельзя. Не отождествляйте поступок и самого ребенка: “ты плохо себя ведешь — ты плохой”. Это снижает самооценку, создает ситуацию страха. Не следует стыдить малыша перед сверстниками и другими взрослыми. Не ставьте в пример “хороших” детей, особенно братьев и сестер. Помните: лучшая тактика общения не наказание, а похвала.

Роза с шипами

Взрослым удобнее общаться с послушными детьми, которые тихо сидят в уголочке, читают, играют сами с собой. Шустрый, непоседливый, много говорящий малыш, наоборот, мешает, подчас раздражает... Гиперактивным детям требуется постоянное внимание, а у взрослых на это нет ни времени, ни сил. Приходят папа или мама после работы, валятся с ног от усталости. Какое там воспитание — выспаться бы... А малыш соскучился, ему хочется играть, общаться, делиться секретами. Но вместо ласковых слов слышит: “Отстань! Помолчи! Займись чем-нибудь!”

Для гиперактивных очень важны отношения с учителем. К сожалению, ни в школе, ни в педвузах не учат, как себя вести с СДВ-детьми. Педагоги, особенно молодые, теряются при встрече с гиперактивными. Им кажется, что малыш их провоцирует, излишне привлекает к себе внимание, доказывает свою “главность”. Но в классе кроме него еще двадцать ребятишек, и каждому нужно уделить время. Учителя начинают давить на такого ученика, загонять его в жесткие поведенческие рамки, что только ухудшает ситуацию.

Зачастую педагоги не знают элементарных правил общения с СДВ-детьми. Например, чтобы включиться в работу, гиперактивным требуется время, своего рода подготовительный этап. Малыш перед уроком раскладывает тетради, чинит карандаши, выбирает ручку. Учителям кажется, что он тянет время, и они начинают его подгонять. А для такого ребенка это очень важный этап вхождения в работу. Если его дергать, торопить, то он начнет нервничать, переживать — отсюда каракули в тетрадях и плохие оценки. Дома гиперактивному малышу нужны особые условия для уроков, прежде всего — тишина. Включенные радио, телевизор, громкий разговор по телефону мешают ему. Даже домашние животные становятся отвлекающим фактором. Птичек, кошечек, собачек лучше держать в это время в другой комнате. Родители, занимаясь с ребенком, должны быть спокойны, терпеливы и настойчивы. Надо помнить: гиперактивность — это особенность развития, а не непослушание или испорченность.

Причины гиперповедения до конца еще не изучены, специалисты называют несколько факторов. Это нарушения в развитии центральной нервной системы (особенно при родовой патологии, асфиксии, черепно-мозговой травме), курение матери, алкоголь при беременности, генетическая наследственность, несформированность некоторых функций мозга, определяющих реакцию организма на поступающую информацию. Гипердети обычно “несадовские”. Они доставляют массу хлопот воспитателям, и те “срываются”: кричат, ставят в угол и т.д. А вслед за взрослыми издеваться над бедным ребенком начинают и остальные ребятишки. Да и самому малышу в группе тяжело, он быстро устает.

Терпение и труд все перетрут

Замечено: дети СДВ составляют 15—20% от числа всех ребятишек. Мальчики страдают от гиперактивности в 3—5 раз чаще, чем девочки. Гиперактивность обнаруживается к 3 годам, к 5 — признаки становятся явными. Однако это заболевание не является неизлечимым. Все зависит от взрослых. При терпении и правильном воспитании к 10-летнему возрасту ребенок уже может контролировать свое поведение, а к 12 успешно управляет собой. Во взрослой жизни детская гиперактивность, как правило, никак не проявляется. Лишь в стрессовой ситуации бывший “гипер” начинает крутить карандаш, ручку, перекладывать бумаги, ходить из угла в угол и т.д.

Не следует путать СДВ с обычными недостатками воспитания. В неблагополучных и неполных семьях с ребенком мало занимаются, он предоставлен сам себе или вообще заброшен. Малыш не приучен к порядку и дисциплине. Поэтому, сталкиваясь в школе с определенными требованиями, он инстинктивно протестует. Появляются обидчивость, истерики, грубость, агрессия, которая направлена на сверстников или учителей. Но все недостатки такого воспитания легко устраняются при правильном подходе.

На детей СДВ благоприятно действует занятия спортом. Но не всяким. Теннис, шашки, шахматы противопоказаны: они требуют постоянной концентрации внимания. Лучше всего — игровые виды спорта: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол. Очень полезно плавание. При должном воспитании и терпении из гиперребенка можно вырастить нормального, социально адаптированного человека.





Партнеры