Принцесса с татуировкой

Ученые разбудили жуткие силы природы

18 февраля 2005 в 00:00, просмотров: 287

Такого в истории современной России еще не было: целый край стоит на ушах, требуя вернуть... мумию принцессы! Она же жрица, она же княжна. Именно с ней, вернее с ее “изъятием”, жители Горного Алтая связывают все свои беды — в том числе монетизацию льгот... “МК” попробовал разобраться в ситуации.


Почти 5 тысяч человек подписались под требованием вернуть на родину “принцессу Укока” — мумию, найденную новосибирскими археологами. Началась эта мистическая история в 1991 году, когда сотрудница Института археологии Новосибирского отделения РАН Наталья Полосьмак нашла на плато Укок древнее захоронение. В ледяной капсуле был обнаружен деревянный сруб. После того как капсулу разморозили, поливая ее в течение нескольких часов горячей водой из кружки, взору археологов предстала чудная картина: молодая женщина в одежде из тончайшего шелка, в высоком головном уборе с позолотой и с палочкой из лиственницы в руках, лежала на боку в деревянном срубе. Предплечья “принцессы” украшала татуировка с изображением грифонов. На ней были шуба и парик. Рядом были захоронены шесть рыжих коней с металлическими бляхами в виде каких-то знаков...

По мнению археологов, при жизни эта женщина была жрицей. С легкой руки журналистов ее окрестили “принцессой Укока”. А весть о находке, которой было не менее 2500 лет, разнеслась по всему миру. И тут же обросла мистическими слухами. Немало способствовало тому одно обстоятельство: когда ученая Наталья Полосьмак возвращалась со своей ценной находкой на Большую землю, двигатель вертолета забарахлил, и ему пришлось делать вынужденную посадку. Дальше мумию везли в Новосибирск по земле...

Поскольку мумия благодаря мерзлоте сохранилась в прекрасном состоянии, ученым удалось сделать массу открытий мирового значения. Сейчас “принцесса” является жемчужиной коллекции Музея археологии и этнографии РАН. И все это время против ученых не прекращается война. Но пика эта мистическая история достигла после алтайского землетрясения в 2003 году. Особенно сильно от стихии пострадал Кош-Агачский район, где, собственно, и находится плато Укок. Подземные удары следовали один за другим, земля содрогалась более 300 раз. Говорят, что алтайцы, многие из которых являются язычниками, ели тогда землю, чтобы породниться с ней и отвести от себя ее гнев. Многие поселки были полностью разрушены. До сих пор жители поселка Кош-Агач живут во времянках: новые дома до сих пор не сданы. Но не об этом думают жители: они готовы терпеть бедствия, лишь бы мумия “вернулась” и перестала гневаться.

Самое интересное, что к простым жителям подключились местная интеллигенция и политики. В феврале 2004 года глава Кош-Агачского района Ауэльхан Джаткамбаев распространил обращение к главе республики Михаилу Лапшину, сенатору от Республики Алтай Ралифу Сафину, руководству Сибирского федерального округа и ученым Сибирского отделения РАН, в котором он просил вернуть на место “принцессу Укока”. Дескать, ученые по незнанию потревожили захоронение княжны Кадын, которой поклоняются алтайцы. И теперь разгневанные духи земли мстят за кощунство. Лапшин пообещал мумию вернуть. Но воспротивился полпред Леонид Драчевский, который тщетно призывал к здравому смыслу: “Стыдно слышать о разбуженных духах, как будто мы живем в Средневековье!” И предложил алтайцам заняться делом и начать восстанавливать разрушенные поселки, а не списывать все беды на потусторонние силы.

Ученые Сибирского отделения РАН также крайне негативно отнеслись к требованию вернуть мумию. Помощник директора Института археологии Валерий Подельский, комментируя этот вопрос для “МК”, назвал происходящее “полной чушью” и сообщил, что жители Республики Алтай просто не сумеют создать подходящих условий для хранения мумии. Захоронить ее обратно в землю нельзя: ледяная линза растаяла, и тело “принцессы” просто испортится.

Но алтайцы отступать не намерены: “У нас уже есть прошедший экспертизу проект нового здания для хранения мумии, — возражает ему главный хранитель Республиканского краеведческого музея Горно-Алтайска Галина Кучеяк. — Там предусмотрен мавзолей для княжны Кадын. Финансирование будет производиться из федерального бюджета. Уже подписано соответствующее правительственное постановление”.

На эти деньги можно было бы восстановить все разрушенные поселки и обеспечить республику службой предупреждения землетрясений. Но мистика побеждает разум. Правда, есть здесь и еще один интересный момент: прошлогодняя истерия вокруг мумии совпала с выборами в областную Думу. А сейчас грядет переназначение губернатора, который вместе со всем народом требует вернуть реликвию. Видно, аграрий Лапшин, до сей поры не давший жителям Алтая достойного уровня жизни, больше не верит в мумию Ленина — теперь все надежды он возлагает на праматерь алтайцев.




Партнеры