А у нас галантерея все хиреет и хиреет

Москва оказалась с расстегнутой ширинкой

Помните, как герой Андрея Миронова в “Бриллиантовой руке” безуспешно пытался расстегнуть брюки-трансформеры на “молнии”, которые ну никак не хотели превращаться в шорты? Так вот: если вы думаете, что те времена прошли, то глубоко ошибаетесь. И сейчас подобный брак встречается чуть не в каждом десятом изделии. “Молнии” на куртках, сапогах и сумках заедают и расходятся без зазрения совести и в самый неподходящий момент. Причем даже на дорогих и с виду качественных вещах.

Вроде бы мелочь, но последствия у нее — трагические. Когда с нашей одеждой случается сия неприятность, ее проще выбросить и купить новую. Кому сейчас придет в голову бегать по городу в поисках пуговицы или застежки? А ежели кому и придет, то он сто раз пожалеет, что не выбросил вещь сразу после поломки.

Галантерейные магазины в современной Москве вымерли как динозавры. А даже такой мелкий, но необходимый в быту предмет, как “молния”, стал практически дефицитом.


Удар по “молнии”


Нужны ли вообще галантерейные магазины и специальные отделы в универмагах? “Нет”, — убеждены коммерсанты. “Да”, — возражают простые граждане.

У москвички Татьяны Лапиной — трое ребятишек. Муж — водитель грузовой машины, сама она не работает. Как несложно догадаться, семейство едва сводит концы с концами. Где они покупают одежду? А они ее не покупают! Что добрые люди дадут — в том Танины дети и ходят. Кстати, все они мальчики — младшему 5, старшему 12 лет. Значит, проблемы застежек-“молний” никак не избежать: джинсы, брюки, куртки, ветровки…

Но разве мало в огромной Москве таких, как Татьяна?

На смену “Галантереям” пришли “Мебель”, “Обувь” и “Золото”. А многие универмаги после приватизации “раздробились” и превратились в бутики, торгующие одеждой, обувью и парфюмерией. “Молниям” с пуговицами в них нет места — это слишком невыгодный товар, чтобы отдавать под него дорогие площади. Народ, мол, перестал шить, дефицита одежды в стране нет...

Попытавшись разыскать павшую жертвой рынка галантерею, мы ужаснулись: те же “молнии” нам не удалось найти даже на рынках. Торговцы посоветовали поискать рядом со станциями метро. Дескать, иногда “молниями” торгуют бабульки с рук. Бывает, своими запасами, оставшимися со времен царя Гороха, но чаще — азиатскими (Китай, Тайвань, Турция, Корея). Впрочем, бабулек тоже найти не удалось: их давно разогнала от метро милиция.

— Сколько всего в Москве галантерейных магазинов?.. Это, к сожалению, неизвестно, — признаются в Управлении координации непродовольственных товаров Департамента потребительского рынка и услуг. — Префектуры, конечно, присылают нам данные, но они неточные. Ведь ситуация постоянно меняется: один закрывается, другой открывается. Иногда это происходит за один день. Точно можем сказать одно: магазинов такой специфической направленности — чисто галантерейных, как были в советские времена, — в Москве осталось очень мало. Да что скрывать: они вымирают. Коммерсанты уверены: это невыгодный бизнес...

Единственное, что остается чиновникам в сложившейся ситуации, — хоть как-то пытаться ориентировать торговцев на то, чтобы они открывали в своих торговых центрах хотя бы галантерейные отделы. Такие есть, например, в ряде больших универмагов — “Серпуховском”, “Первомайском”, “Москве”, “Белграде”. Имеются там и “молнии” разных калибров, по цене от 32 до 70 рублей. Но на этом социализм заканчивается: застежек других размеров в главном универмаге страны просто нет.


Короче, дело к ночи


Между тем по поводу того, что галантерейные товары никому не нужны, у коммерсантов, похоже, большие иллюзии. Небогатых семей с детьми (да и просто небогатых людей) в Москве предостаточно. И им наплевать на экономические или еще какие причины исчезновения с прилавков дешевых (и не только дешевых) “молний”. Вот и пытается многодетная Татьяна Лапина выходить из положения, призвав на помощь природную смекалку:

— Если “молния” сломалась, я вшиваю ее вручную, отпоров от другой одежки. А нет “молнии” — тоже не беда: можно сделать петельки, дырочки, пришить пуговки, скрепочки...

Но это она про одежду. Об обуви на “молнии” бедным семьям лучше и не мечтать. Не дай бог “молния” разойдется — ремонт обуви дело сложное, а платить за него Татьяне не по карману:

— Талончиков на починку обуви, что выделяет нам, многодетным, государство, хватает только на один детский сапожок. Остальное — чини за свой счет...

В такой своеобразной блокаде оказались среди магазинного изобилия многие малообеспеченные москвичи.

— Мы живем на мою пенсию да на дочкино пособие, — рассказывает бабушка Оля — мать многодетной матери Лены Ширалиевой. — У Лены двое детей от первого мужа (алиментов мы от него добиться не смогли — скрывается), а у третьего отца вообще нет: он не признал ребенка. Нам еще повезло, что у Лены три девочки (4, 7 и 8 лет) — меньше “молний” нужно!

Детскую одежду Ширалиевым тоже приносят знакомые — когда дома был Интернет, Лена познакомилась с клубом многодетных матерей. Теперь они созваниваются, обмениваются детскими вещами. Девчонки у Лены шустрые, и одежда приходит в негодность не реже, чем у мальчишек. Зато им повезло с бабушкой: вспомнив уроки домоводства, пройденные еще в школе, та пристрачивает “молнии” сама. Выпарывает с порвавшейся или обветшавшей одежды, новые же покупает нечасто.

— Они нам не по карману... Но все-таки, если поискать, можно купить подешевле. Только надо знать места, — заговорщически понижает голос пожилая женщина.

На эти самые “места” неимущие москвичи чаще всего попадают случайно, а потом уже делятся секретами с соседями и друзьями. По словам бабушки Оли, одна из лавок, торгующих дешевыми “молниями”, — это крохотный стеклянный магазинчик у платформы Лианозово. Некоторые наведываются в торговый комплекс “Миллион мелочей”, что в Бибиреве. Но дешево (за 10 рублей) там можно купить лишь “молнию” для брюк (10 см). Длинные же стоят от 50 рублей.

— Если я выбираюсь в магазин, то накупаю сразу много “молний” — про запас, — объясняет она, — а вдруг потом их вообще не будет в продаже?

Особым дефицитом считаются 10-сантиметровые застежки. “Миллион мелочей” и еще пара магазинов, где они продаются, — скорее исключение из правил.

— Мы реализуем швейцарские “молнии”, — рассказывают нам в одной из фирм оптовой торговли галантерейным товаром. — Короткие (18—20 см) у нас торговцы берут по 40 рублей, а 50-сантиметровые — по 100. Наши клиенты — это не дорогие магазины, а обычные универмаги. 10-сантиметровые? Нет, подобные “молнии” мы даже не берем на реализацию, оптовики никогда их не спрашивают...

Как выяснилось, короткие застежки вообще отыскать в Москве крайне тяжело. Иными словами, если на кармане рубашки, на коротком ботинке или на брючках малыша “молния” разошлась — пиши пропало. Или...

— Вы знаете, многие наши покупатели делают так: берут “молнию” подлиннее, но не дошивают до конца, оставляя хвостик, — посоветовали нам продавцы в одном из магазинов. Что и говорить: полезный совет в начале XXI века...


Армия лезет в штаны народу


В СССР было четыре завода, специализирующихся на изготовлении “молний” (на профессиональном языке — застежек). По одному в Минске и Киеве и два в Москве: завод “Молния” обслуживал легкую промышленность, “Стрела” — местную.

Оба столичных завода работают по сей день. Но это уже далеко не те промышленные гиганты. Например, объем производства застежек на заводе “Молния” упал за 15 лет в 15 раз. В 1990 году завод выпускал 15 миллионов погонных метров застежек, сейчас — 1 миллион.

— Мы делаем “молнии” только из качественных отечественных материалов, стоят они недешево, и столичные магазины их давно не берут, — жалуется гендиректор “Молнии” Александр Агулов. — А фабрики, швейные мастерские, ателье по ремонту одежды и обуви используют преимущественно азиатские низкокачественные застежки. Служат они хорошо если несколько недель. Но им все равно, главное — впарить товар клиенту. Вот сравните: себестоимость моей застежки длиной 20 см — 3,25 руб., а азиатских — 60 копеек.

— А какую гарантию вы даете на свои “молнии”?

— Один год.

— А сколько они служат реально?

— Ни один обувщик еще не жаловался.

— А металлические “молнии” производите?

— Хороших металлических застежек в Москве сейчас вообще нет. Мы делаем застежки из чистой латуни только по спецзаказу для Вооруженных сил. Их срок гарантии — 15 лет, а реально они служат лет 25...

В отделе сбыта завода “Стрела” подтвердили: московские магазины “молнии” не берут. И даже не потому, что отечественный товар дороже китайского. Просто магазины не хотят сразу платить за купленные “молнии”, а норовят взять в долг: мол, когда продадим — тогда и деньги вернем. Естественно, завод это не устраивает, и застежки расходятся в основном по регионам.

— А сколько стоят ваши “молнии”? Можно к вам приехать и купить пару-тройку?

— Цены разные... Скажем, юбочная “молния” (от 16 до 24 см) — 7,80 рубля за погонный метр, то есть штука меньше 2 рублей. Но мы продаем партиями от 100 штук. Правда, если “молнии” крупные и дорогие (85 см по 12 рублей), то от 25 штук.

Вот оно как получается! Оказывается, с завода самые дорогие “молнии” уходят всего по 10—12 рублей, а в розничной торговле их цена увеличивается в десятки раз... Как там писал Карл Маркс? При прибыли в 300% капиталист пойдет на любые преступления. А что уж говорить о 1000% дохода!


В поисках потерянного времени


Починка “молний” — ситуация из тех, когда размер имеет значение. Мы задались вопросом: а не выгоднее ли отправиться прямиком в мастерские? Может, дешевле обойдется — если не материально, так хотя бы морально?

С этой целью мы обошли целый ряд мастерских по починке одежды и обуви. Цены на незатейливую, казалось бы, услугу — вставить “молнию” в брюки или в сапог — как выясняется, везде разные, причем логику тут обнаружить непросто. Судите сами.

Поставить “молнию” на сапог в мастерских стоит от 100 рублей до 400 (!). На детский сапожок она немного ниже, но тоже не маленькая. На Новой Басманной, например, мастера просят 150 рублей за взрослую обувь и 110—130 — за детскую. Самую дешевую мастерскую удалось отыскать на окраине Москвы, на Лосевской улице: там “молнию” в сапог вам поставят за сотку, а вашему ребенку — за 60 рублей.

— Ну а если прийти со своей “молнией”? — задавали мы один и тот же вопрос. Сначала в ответ нас долго заверяли, что с “молниями” у них проблем нет, но в итоге сдавались: ладно, так и быть, приносите. Впрочем, много на этом не сэкономишь: стоимость заказа снижается всего на 10—20 рублей.

С одеждой — ситуация еще хуже. Во многих швейных мастерских, в отличие от обувных, сразу предупреждают: “молний” нет, поэтому приходите со своей. Причем вставить застежку в куртку или даже в джинсы — это не сапожок поправить. За 100 рублей сделать “молнию” на детские джинсы и за 135 — на взрослые, как на Саянской улице, — это по сравнению со многими ателье очень даже по-божески. На Чертановской починить джинсы со своей “молнией” обойдется в 130 рублей, а с материалом мастера — полторы сотни.

Такса на куртки — совсем другого порядка: 300—400 рублей (в зависимости от модели). На Новослободской, к примеру, портные за работу просят до 500 рублей, и это при том, что “молнию” нужно приносить свою.

И снова выяснилось: чтобы сэкономить, нужно потратить уйму времени — ехать к черту на кулички. Одно из самых дешевых ателье оказалось в… Северном поселке (за МКАД). Там вставить “молнию” стоит почти в полтора раза дешевле, чем в мастерских в пределах кольцевой автодороги.

— Приезжайте — все сделаем! И если у вас сейчас нет денег, ничего страшного — заплатите потом, — ответила милая женщина, видимо, давно привыкшая к неимущим клиентам...

Впрочем, есть одна маленькая загвоздка: сэкономленная разница в этом случае уйдет на дорогу. И хорошо, если эта дорога будет не такой длинной, как в бородатом советском анекдоте:

— У вас “молнии” есть? — спрашивает покупатель в питерском магазине.

— Нет.

— А где-нибудь поблизости есть?

— В Хельсинки.

Этот анекдот уже стал актуальным в современной Москве.


Чудом выжившие галантерейные отделы Москвы


Проспект Вернадского, 11, магазин “Рукоделие”. Короткая “молния” — 18—20 см — 9 рублей (пластмассовая), 12 рублей (металлическая), длинная — от 55 рублей.

Комсомольский проспект, 49, магазин “Галантерея”. “Молния” 40 см — 15 рублей, 50 см (разъемная) — до 80 рублей, 50 см “молния-трактор” — 20 рублей.

Химки, Маяковского, 13, “АНА”. Короткие (18—20 см) — 5 рублей, 50 см — 15—20 рублей.

Пролетарский проспект, 20, “Русский теремок”. 18 см (подходят и для юбок, и для брюк) — 11 рублей (пластмассовые), самые дешевые — 3,50 руб.

Универмаг “Белград”. 32, 53, 63, 70 рублей — и Турция, и Литва.

ГУМ (15-я секция) — 20-сантиметровые “молнии”: 13 руб. — обычные застежки, 30 — потайные; отечественные.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру