Пенсия должна быть с кулаками

Из-за отмены льгот Печкины пройдут курсы самообороны

Если вам в темном переулке или в подъезде встретится человек с толстой сумкой на ремне, в бронежилете, с газовым баллончиком в руках — не пугайтесь: это он, это он, наш российский почтальон. В связи с принятием закона о монетизации льгот существенно выросли денежные суммы, и теперь Печкины вынуждены обороняться. Правительство РФ выпустило постановление, согласно которому в течение года почтальонов должны снабдить средствами личной защиты: электрошокерами, газовыми баллончиками, сигнальными устройствами. Корреспондент “МК” решил проверить действие ноу-хау на себе.

— Где у вас тут бронежилеты и пистолеты выдают? — спрашиваю я замначальника 368-го почтового отделения. — Пенсии носить — дело ответственное, вот и хочу вооружиться до зубов.

— Пенсии мы доверяем только сотрудникам, прошедшим испытательный срок, чтобы почтальон не испарился вместе с деньгами, — говорит Галина Сахарова. — Самое надежное средство защиты — соблюдать элементарные правила безопасности, которые расписаны в должностной инструкции, например, не ехать в лифте с незнакомцами, не заходить в подъезд, когда на лестничной клетке толпятся подростки и т.п. Почтальону не положено оружие, для этого нужна специальная подготовка.

Как новичка меня прикрепили к опытному почтальону Светлане Солодовниковой. В шесть часов утра мы с 10 сотрудницами отделения кропотливо заполняем “ходовик” — журнал, в котором расписывается по адресатам вся корреспонденция. На моем участке семь жилых домов, две школы, детский сад и районная управа. Пересчитав письма и газеты, складываем их в сумку-тележку, чтобы доставить до подписчиков. Ставим на весы. Ого! Получилось 16 кило. Это так называемая первая, утренняя доставка. Ближе к 12 часам почтальоны разносят извещения, заказные письма и денежные выплаты.

Присматриваюсь к сотрудницам, сортирующим газеты. В основном все они среднего и предпенсионного возраста. Почтальон напротив поправляет седые волосы и время от времени протирает толстенные стекла очков. Невозможно представить, как такие простодушные, безобидные женщины будут отбиваться от преступников, распыляя газовые баллончики.

— Многие почтальоны из-за криминогенной обстановки действительно опасаются разносить пенсии, — рассказывает Инесса Лащенко, первый заместитель начальника МРП-4. — Эта услуга была во все времена, и никогда почтальоны не ходили с пистолетами. Больше всего мы боимся, что новая инструкция будет неправильно истолкована и преступный контингент начнет нападать на почтальонов, чтобы завладеть несуществующим оружием. Постановлением предусмотрены элементарные средства защиты, но только не огнестрельные. У мирных сотрудников почты нет ни правовых, ни этических норм использовать оружие.

Почтальон Светлана Ивановна достает карту-схему своего участка.

— Сегодня пойдем другим маршрутом разносить пенсии, не таким, как вчера, — инструктирует она меня. — Это делается для того, чтобы почтальон не примелькался. Мы специально меняемся участками.

Со Светланой Ивановной, без всяких бронежилетов, с обычной хозяйственной авоськой, чтобы не привлекать внимание, мы отправляемся разносить пенсии. И даже газового баллончика у нас нет.

— Некоторые вообще не берут сумки, а носят деньги во внутренних или потайных карманах, — делится профессиональными секретами Светлана Ивановна. — Одеться желательно тоже неброско. В целях безопасности в начале 90-х годов отменили почтальонскую темно-синюю форму, в ней нас было видно за версту.

— Кому-нибудь из ваших коллег уже приходилось пользоваться газовыми баллончиками?

— Только от бездомных собак, которые ранним утром очень агрессивные. Баллончик можно использовать лишь при непосредственной угрозе себе или ценностям. Представьте, что я иду по подъезду и мне кажется подозрительным некий гражданин. Это же не значит, что на всякий случай я прысну ему в лицо газом.

Звоним в домофон.

— Почтальон! — говорит Светлана Ивановна. — Никогда не сообщаю о цели своего визита, особенно когда несу пенсию.

Дверь в квартиру нам открывает подвыпивший мужчина.

— Маманька ушла в поликлинику, давайте сюда пенсию, я ей передам, — говорит он шатаясь.

— Нет-нет, я зайду попозже, — отвечает Светлана Ивановна.

Почтальон отдает пенсию только в руки, под расписку, и хотя прекрасно знает пенсионера в лицо, все равно смотрит его паспорт.

— Никогда не отдаем деньги родственникам, — объясняет Светлана Ивановна. — Родной внук может запросто промотать бабкины крохи, попробуй потом разберись.

За время доставки пенсий волей-неволей становлюсь излишне подозрительной: присматриваюсь к жильцам, попадающимся навстречу. И здесь главное — не перегнуть палку, не шарахаться от всех подряд, иначе привлечешь внимание. По словам старейших работников почты, за 20 лет работы у них ни разу не было курсов по самообороне или по использованию защитных средств, баллончиков, сигнальных устройств. Работают они на свой страх и риск. Как говорится, спасение почтальонов — дело рук самих почтальонов.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру