Время дороже денег

Зурабов летает по стране на самолете

Поликлиника, аптека, совещание в областной администрации. И опять на самолет, чтобы лететь в следующий город, где к обычному маршруту добавится разве что фармацевтический склад местного оптовика, поставляющего лекарства для льготников. Министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов прошлую неделю мотался по регионам. Вместе со своим десантом, состоявшим из ответственных чиновников Минздрава, Фонда соцстраха, Пенсионного фонда, “Росздравнадзора”, ОМС и трех журналистов.

Жесткая выдалась поездка, когда не успеваешь не то что посмотреть город, куда занесла судьба, или прикупить какого-нибудь сувенирчика коллегам, но и порой даже не можешь сразу сообразить, в каком городе сейчас находишься. Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар, Ставрополь, Астрахань — все это с утра вторника по утро пятницы. Не успеваешь уронить голову на подушку, как тебя опять поднимают — министр проводит совещание. После которого — опять в самолет, и в новом городе — по новой: поликлиника, аптека, совещание.

Прямо из аэропорта ответственные чиновники разъезжаются со своими местными коллегами для изучения обстановки в регионе, чтобы на итоговом совещании принимать решение, исходя из реальной обстановки. Попытки местных администраций не допустить прессу на совещания пресекаются Зурабовым мягко, но решительно: “Вопрос о реализации 122-го закона должен находиться под жестким контролем не только соответствующих органов, но и общественности, поэтому никаких закрытых совещаний быть не может”.

Он вообще на протяжении всей поездки был со всеми исключительно вежлив и интеллигентен. Когда позволяло время, не боялся общаться не только с заготовленными местными чиновниками “роялями в кустах”, но и со старушками, стоящими у регистратур. А в астраханском санатории вообще вышел на сцену, чтобы выслушать все пожелания. Вот только времени у нас было даже не в обрез, а гораздо меньше. Повысил голос Зурабов только один раз, в Волгограде.

— Если мы не нормализуем ситуацию до конца месяца, будем принимать организационные решения. Коллеги, речь идет о конкретных людях. За всеми цифрами, которыми вы тут отчитываетесь, надо видеть конкретных больных. Это люди и их жизни, которые зависят от наличия необходимых им лекарственных средств. И у меня нет никакого желания мириться с вашей ситуацией. Поэтому к утру завтрашнего дня всем необходимо подготовить план первоочередных мероприятий.

Такая жесткость была вполне объяснима. Волгоградский губернатор Максюта, тот самый, что недавно поздравил своих избирателей с очередной годовщиной “разгрома советских войск под Сталинградом”, поначалу как медведь вставал на дыбы, стоило только заговорить о недостатках компании “Волгафарм”. А в области почти 41% из выписанных льготных рецептов не отоваривается и льготники ставятся на так называемое гарантированное обслуживание, то есть в лист ожидания. В таком случае необходимое лекарство должно быть предоставлено льготнику в течение 10 дней. Что в этом регионе тоже зачастую не выполняется. Для сравнения: в Ростовской области таких неотоваренных рецептов — 7% от общего количества. В Краснодаре раньше доходило до 20%, но сейчас ситуация выправляется.

Первая часть совещания в Волгограде прошла под знаком рыкающего баса Максюты, который всем своим видом показывал, что такого медведя, как он, заезжему интеллигенту не покорить, и закончилась уже около одиннадцати вечера. На подведении итогов на следующий день волгоградский губернатор был тих и смиренен, как агнец. И обещал все исправить в установленные сроки. И все же Зурабов остался недоволен темпами, которыми ведется “работа над ошибками”:

— Надо быть абсолютно нерукастыми людьми, чтобы без эффекта потратить дополнительные 300 млрд. рублей.

На самом деле средств выделено даже больше: 115 млрд. дополнительно идет на пенсионное обеспечение, 108 — на ежемесячные денежные выплаты, 50 с лишним млрд. — на лекарственное обеспечение, 10 — на санаторно-курортное лечение. Еще порядка 130 млрд. — на дополнительные выплаты военнослужащим.

— У нас есть все шансы, абсолютно все, добиться того, чтобы эффект для населения от 122-го закона был бы реально позитивным, — лейтмотив не только выступления, а и всей поездки Зурабова, — и потому я готов выслушать все предложения, чтобы нормализовать ситуацию до конца месяца.

С предложениями же далеко не везде было нормально. Зачастую московский десант воспринимали как карающий меч и только в ноги не бухались с криками “не виноватые мы”. И Зурабову приходилось раз по пять объяснять, что сейчас его интересует ответы на вопросы “почему” и “что делать”, а не на вопрос “кто виноват”.

Из всех возможных лекарств в первую очередь главу Минздрава интересовали три группы медикаментов: для больных диабетом, для сердечников и бронхиальная группа. Что и немудрено: ведь именно эти группы больных нуждаются в своих лекарствах постоянно, и от их наличия в аптеках зачастую напрямую зависит не просто здоровье, а и сама жизнь.

Другим ключевым вопросом стало соответствие заявок на лекарства, поданных местными чиновниками, реальным потребностям населения. У этой проблемы два аспекта. Вроде бы и суммы выделены в регионы немалые, и медпрепаратами склады затоварили, и рецептов везде выписывается больше, чем в прошлые годы (так, например, в Ростовской области за полтора месяца этого года выписали 168 тысяч рецептов, а за весь прошлый — чуть более 90 тысяч), а все равно остаются люди, которым лекарств не хватает. Получается, что часть лекарств, своевременно и в полном объеме завезенных федеральными компаниями-поставщиками по заявке местных органов, людям просто не нужна, а действительно необходимых не хватает. Причем, хотя фармацевтические компании поставили свою продукцию, невостребованные людьми препараты государство оплачивать не будет. Весь льготный список поставляется на условиях товарного кредита.

Решение возникших проблем наиболее оптимальным способом, по мнению министра, невозможно без налаживания информационного обмена. Более того, по его мнению, именно своевременная достоверная информация позволит не только сформировать региональный заказ на лекарства, но и после соответствующего анализа увидеть реальную картину заболеваемости в России. Как в целом в стране, так и по каждому отдельному региону. А от этого один шаг до перестройки всей системы финансирования здравоохранения таким образом, чтобы она максимально учитывала реальные факторы жизни людей.

Не обошлось в поездке и без обсуждения одной из наиболее популярных тем — цен на препараты. Понятно, что льготник за лекарства из своего кармана денежки не выкладывает. Но если оно стоит дорого, то финансовые лимиты будут исчерпаны задолго до конца года. И тогда государству придется скрести по сусекам, чтобы не оставить людей без необходимого. Как заявлял Зурабов в каждом городе, где мы были, 5-процентной наценки оптовику вполне достаточно, а вся остальная часть наценки должна быть справедливо распределена между другими участниками процесса. В целом же ситуация, когда льготные лекарства стоят дороже коммерческих, уйдет в прошлое в ближайшее время. А по ряду позиций, особенно медикаментов массового спроса, цены должны быть ниже рыночных.

Вернувшись в Москву в пятницу утром, на этой неделе десант из Минздрава должен отправиться уже по северо-западным регионам. Надеюсь, на этот раз — без журналистов. А то ведь здоровья не хватит, чтобы мотаться по стране в зурабовском режиме.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру