“Hам бросили кость — грызите”

Родные погибших омоновцев хотят вернуть награды

Завтра, 2 марта, родные и близкие бойцов Сергиево-Посадского ОМОНа, расстрелянных в 2000 г. в Грозном, бросят награды погибших героев на брусчатку Красной площади. Причиной такого решения стало категорическое несогласие с расследованием трагедии, которая унесла жизни 22 милиционеров. Родственники убеждены, что убийцы их близких не найдены.


2 марта 2000 г. отряд Сергиево-Посадского ОМОНа вышел из Моздока в Грозный, чтобы сменить своих подольских коллег. Около 10 утра в 200 метрах от блокпоста “Боярд” на автоколонну было совершено нападение. Стреляли с двух сторон: чеченские милиционеры и бойцы временного Свердловского РОВД. Вроде бы по ошибке.

Прокуратура возбудила уголовное дело по статье “убийство с отягчающими обстоятельствами”. Однако потом “убийство” преобразовалось в “халатность”. А на скамье подсудимых в январе 2002 г. оказались два высокопоставленных офицера МВД: бывший замначальника ГУВД Московской области генерал-майор Борис Фадеев и бывший руководитель группы Управления ОГВ от МВД в Чечне полковник Михаил Левченко. Суд же перерос в открытое противостояние родственников погибших и судебной системы. Потерпевших спросили: считаете ли вы подсудимых виновными? Отец одного из погибших омоновцев, Николай Грачев, вместо ответа попросил суд разрешить ознакомиться с делом, поскольку подсудимых он “видел впервые”.

— Подразумевалось, что я скажу “считаю”, их по-быстрому осудят и дело закроют, — говорит в интервью “МК” Николай Грачев. — Когда мы это все обсуждали, мы поняли: нам бросили кость — грызите...

На днях Верховный суд Северной Осетии окончательно подтвердил виновность Левченко и Фадеева: их приговорили к 4 годам лишения свободы каждого и амнистировали. Николай Грачев и другие потерпевшие считают, что осудили совсем не тех людей – это было хорошо спланированное убийство. Настораживает тот факт, что из 22 погибших 10 убито выстрелами в голову. Командир Сергиево-Посадского ОМОНа полковник Маркелов сидел в глубине “УАЗика”. По его машине был сделан единственный выстрел — тоже в голову.

Рассказывает бывший боец Сергиево-Посадского ОМОНа Андрей Люзин:

— Огонь шел отовсюду. Я уверен в одном: эта акция была спланирована. Ни о каких случайностях здесь не может идти речи. Это — классическая засада. С убийством Маркелова — тоже. Тот, кто стрелял, явно видел, кто сидит... Да и флаг на машине, в конце концов, трехцветный.

— Я несколько раз пытался достучаться до президента, — продолжает Николай Грачев. — Сначала отправил ему письмо, в котором рассказал о том, что гособвинители наплевательски относятся к людям, чьи интересы, по идее, должны защищать. Реакции — никакой. И тогда все мы — те, кто считает глубоко аморальной ситуацию осуждения невиновных людей, тогда как настоящие виновники трагедии не наказаны, — написали коллективное письмо тому же адресату. Вы даже не представляете, как это тяжело: возвращать государственную награду сына и писать президенту довольно резкие слова. Если президент не сможет или не захочет нам помочь — 2 марта, в день пятилетия трагедии, мы выйдем на Красную площадь и бросим на брусчатку награды наших близких.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру