Перекурам на смех

Россиянам запретят дышать. Никотином

На днях главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что более 60% взрослых мужчин и 40% женщин в России — курильщики. И призвал присоединяться к странам, ратифицировавшим Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака. Его поддержали и ряд депутатов Госдумы, выразившие готовность “решить вопрос” уже в ходе нынешней весенней сессии. Вот только как бы не обернулась эта инициатива новой “антиалкогольной кампанией”. От которой потом станут открещиваться самые рьяные поборники здоровья. Потому что авторитет власти рухнет — раз и навсегда.


На данный момент из всех стран-членов ООН, подписавших конвенцию, обязались ее исполнять лишь 57 государств. Среди них — Канада, Мексика, Австралия, Великобритания, Финляндия, Турция, Германия, Нидерланды, Вьетнам. США, кстати, эту конвенцию не поддержали. Чем обернется ратификация конвенции в нашей стране, если благие намерения будут реализованы?

После вступления Рамочной конвенции в силу:

— Содержание смол в одной сигарете не должно превышать среднего уровня крепости. Сейчас в России установленный предел — 14 мг. Для стран ЕС верхний предел установлен на уровне 10 мг. Кроме того, понятия “легкие”, “суперлегкие” применительно к сигаретам скорее всего отменят как не соответствующие действительности.

— На одной трети пачки сигарет должна быть наглядная информация о последствиях курения — например: “черные зубы курильщика”, “легкие смертельно больного человека”, “рано состарившаяся женщина”.

— Увеличатся налоги на производителей и поставщиков табака и как следствие — цены (одна и та же пачка сигарет среднего класса стоит в Норвегии в 14 раз дороже, чем у нас).

На все это отводится три года с момента ратификации. А в течение пяти лет должна быть полностью запрещена любая реклама табачных изделий.

Самое главное, что под эту сурдинку обязательно вырастут цены на табачные изделия. Причем наиболее ощутимым рост будет как раз по дешевым маркам, то бишь для самых бедных слоев населения. И все получится, как в анекдоте советских времен эпохи антиалкогольной кампании, когда приходит вечером мрачный глава семьи и говорит сыночку:

— Все, пацан, цену на водку опять подняли!

— Ура! — радуется мальчик. — Папа, значит, ты теперь будешь меньше пить?

— Нет, сынок, это ты теперь будешь меньше есть...

Нет никаких сомнений, что все расходы, понесенные табачниками на регистрацию новых пачек, на изменение дизайна, на акцизы, они с довесочком перекинут на кошельки россиян. Если производители сигарет говорят, что цены вырастут на 20—30%, они имеют в виду отпускные цены своих заводов. А в рознице эти 20—30 превратятся и во все 50%. Кстати, те же врачи посчитали, что самостоятельно, без медицинской помощи, бросить курить может лишь один человек из ста.

Так что намерения ВОЗ могут быть вполне благими. Многие медики озабочены тем, что 5 миллионов человек в мире умирает ежегодно от последствий курения. И если ничего не делать, то через двадцать лет их станет в два раза больше. Конечно, проблема. На фоне этих общемировых цифр можно счесть кощунством ежегодный рост табачного производства России на 15%. Но это лишь одна точка зрения. С другой стороны, никто еще бесспорно не доказал, что курение является первопричиной рака легких и сердечно-сосудистых заболеваний. Тот же Уинстон Черчилль, который разве что родился без сигары во рту, дожил до 90 лет.

Да и, если честно, у нашего народа причин хвататься за сердце и без сигарет более чем достаточно. Вряд ли лекарством от социальных проблем может стать запрет на курение. Да и насчет укрепления здоровья — тоже не факт. Ведь в том, что нелегальное производство сигарет, без соблюдения всяких санитарных норм, увеличится в разы, никто не сомневается.

Словом, с нашей исторической привычкой кидаться из крайности в крайность ничего хорошего в России от такого решения не случится. К тому же у проблемы есть и явный политический аспект. Если один человек бросит курить, а остальные 99 — просто взбесятся. И Кремлю, и Госдуме есть над чем подумать. Готовы ли они после вызвавших негативную реакцию населения социальных реформ, начиная от пенсионной и заканчивая ЖКХ, к новым, теперь уже табачным бунтам? Которые могут оказаться пострашнее демонстраций инвалидов-пенсионеров. Не надо злить людей. Тем более — без повода.


ЭКСПЕРТЫ “МК”:

Сергей Филиппов, заместитель генерального директора ассоциации производителей табачной продукции “Табакпром”:

— Конвенция — рамочная. Это означает, что она не содержит конкретных рекомендаций, а тем более цифр. Она дает общую стратегию развития табачной отрасли. Конвенция предлагает увеличить налоги на табачные изделия, но оставляет это на усмотрение стран-производителей. Мы за взвешенный подход, для этого и создается межведомственная рабочая группа, чтобы с учетом мнения всех сторон внести изменения в законодательство.


Владимир Аксенов, директор по корпоративным отношениям компании “БАТ Россия”:

— Если мы согласимся на увеличение налогов и акцизов, то в будущем году цена на дешевые сигареты в среднем составит 7 руб. против нынешних 5. То есть увеличение цены на 40% будет очень чувствительным.


Николай Герасименко, заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья:

— Весь мир озабочен охраной здоровья населения. А глава ВОЗ в ужасе задает только один вопрос: “Почему Россия с такими показателями не присоединяется к конвенции?”

У нас чудовищный уровень смертности для цивилизованной страны — 2,36 млн. чел. за 2004 год. Это показатель африканских стран. На первом месте — смерть от сердечно-сосудистых заболеваний, в основе которых привычка к курению (? — Ред.). На третьем — онкология. По разным оценкам от болезней курильщиков в год погибает 300—500 тыс. человек.

В СССР хлеб стоил 13 коп., проезд в метро — 5 коп., пачка “Беломора” — 22 коп. (пачка папирос “Север” стоила 14 коп., а были и еще более дешевые. — Ред.). Сегодня дешевые, а значит, самые опасные для здоровья сигареты — дешевле батона хлеба, проезда в метро, жвачки. Причина одна — в России перепроизводство сигарет, их практически раздают населению по демпинговым ценам.

20 лет назад женщины практически не болели раком легких. Как только их приобщили к “красивой жизни”, получилась прямая зависимость количества заболевших раком от числа курящих женщин.


Вот что ответили несколько самых известных курильщиков страны на вопрос “МК”: “А что вы будете делать, если количество мест для курения резко сократится?”

Михаил Боярский, актер:

— Вот я буду курить везде. И где можно, и где нельзя. Буду платить все мыслимые и немыслимые штрафы, все что угодно. Из чувства протеста буду смолить самые большие и вонючие сигары. Я за то, чтобы молодое поколение росло, не приучаясь к курению. Но мы-то выросли на этом. У нашего поколения курение чуть ли не культ. Почти во всех фильмах, особенно в детективах, герои всегда курят. Так что, теперь, может, и эти фильмы не будем показывать? Может, сразу начнем за курение ноздри рвать? А вообще все это чушь. Лучше бы боролись с наркотиками, на которые подсела молодежь. Тяжелые наркотики гораздо страшнее обычных сигарет.


Михаил Ефремов, актер, режиссер:

— Наверное, какие-нибудь специальные места для курения все-таки будут. На самый крайний вариант останется собственный дом. А может, как дома терпимости, возникнут “дома курильности”, по типу притонов. А вообще все эти запреты — ерунда. Любим мы копировать с Америки всю их придурь. Это как с автоинспекторами — всегда можно будет договориться.


Андрей Панин, актер:

— Меня это не волнует. Я курю редко, только если есть подходящая компания. Если запретят — легко переживу. По-моему, есть более насущные вопросы. Лучше бы запретили выгуливать собак без поводков.


Карен Шахназаров, генеральный директор киноконцерна “Мосфильм”:

— Запреты на курение существуют во всем мире. У нас же сложилась ненормальная ситуация — этой проблемой никто не занимается, как будто ее нет. Безусловно, надо ограничивать курение, но вместе с тем не доводить запреты до идиотизма. Наша нация отравлена курением. Пусть хоть молодежь постепенно начнет приучаться к здоровому образу жизни. Мне будет достаточно какого-нибудь закутка для курения.


Виктор Плескачевский, председатель комитета Госдумы по собственности:

— Скорее всего брошу, причем в ближайшее время (смеется), хотя курю уже лет 30 по 3—4 пачки в день. С другой стороны, в Америке нарастает движение защиты прав курильщиков. Они говорят, чтобы бороться с табачным дымом, надо улучшить вентиляцию в общественных местах. Такой подход мне ближе. Права курильщиков тоже надо защищать. Вред от курения до конца не доказан. Можно сравнить с тем, что если человек за всю жизнь съел хотя бы один огурец и в конце концов умер, то люди умирают от огурцов.


Артур Чилингаров, вице-спикер Госдумы:

— Как человек дисциплинированный, я буду курить там, где положено. А бросать курить не собираюсь: я курю уже 50 лет.

Кстати, в Госдуме курение табака уже ограничено, и довольно давно. Курильщики наслаждаются табачным дымом в строго отведенных местах, хотя некоторые депутаты иногда все-таки курят в кабинетах.

КАК В МИРЕ БОРЮТСЯ С КУРЕНИЕМ
Рано или поздно все объявляют войну никотину. Но каждый сходит с ума по-своему

В первом из европейских государств, вставших на тропу войны с табаком — Италии, — еще в 1964 году была запрещена реклама табачных изделий. В СССР, как многие помнят, пропаганда здорового образа жизни свелась к породившей массу анекдотов фразе: “Капля никотина убивает лошадь”.

США. Считались форпостом войны с никотином. Но Штаты вообще страна совершенно особая. Там в каждом штате — свои законы. И если в одном могли принять закон о курении в чужой постели, в соседнем вполне могли запретить смолить сигарету в своей собственной. Сейчас, кстати, именно в США набирает силу альтернативное общественное движение — за права курильщиков. В других же государствах борьба с никотином ведется в более-менее общих рамках.

Италия. Владельцы баров и ресторанов должны создать специальные зоны для курильщиков, если вообще захотят разрешить курение в своих заведениях. В случае отсутствия специальных резерваций для курильщиков хозяева заведений штрафуются на 2000 долларов. Штраф для самих курильщиков, не соблюдающих правила, может составить от 20 до 200 евро. Но он автоматически удваивается, если прикурить сигарету рядом с беременной женщиной или ребенком моложе 12 лет.

Куба. На родине знаменитых сигар с февраля запрещено курение в большинстве учреждений и предприятий, из общественных мест убраны автоматы по продаже сигарет, запрещена продажа табака вблизи школ. Курить нельзя в магазинах, театрах, офисах, автобусах, такси, детских учреждениях, спортзалах и стадионах. Считают, что инициатором ограничений стал сам команданте — президент Фидель Кастро, который бросил курить сигары 18 лет назад.

Ирландия. Запрет на курение во всех общественных местах был введен 29 марта 2004 года. Курить в помещениях разрешено лишь пациентам психиатрических клиник, заключенным в тюрьмах и постояльцам гостиниц. Нарушители наказываются штрафом в 2000 британских фунтов (примерно 3700 долларов). Что касается знаменитых ирландских пабов, то их посетителям разрешено курить лишь на специальных площадках перед пабами. В результате примерно 10% постоянных клиентов теперь пьют пиво и курят у себя дома. За первые семь месяцев после вступления закона в силу экономический ущерб превысил 150 млн. долларов.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру