Провод на тот свет

“Вертолет летел низко, чтоб не сбили, потому и упал”

12 марта 2005 в 00:00, просмотров: 365

В четверг около пяти часов вечера в Чечне близ селения Алхан-Юрт разбился вертолет “Ми-8” федеральных пограничных войск. Вертолет следовал из Беслана на военную базу Ханкала, на подлете к Грозному с ним потерялась связь, а через несколько минут борт рухнул. По уточненным данным, погибли 15 человек, еще двое находятся в тяжелом состоянии в военном госпитале.


Падение вертолета наделало много шума в Чечне — вихрем прокатилась весть: “Вот она, первая месть боевиков...” Пошли слухи, что в вертолете находились бойцы отряда специального назначения ФСБ, участвовавшие в операции по ликвидации Аслана Масхадова. Как удалось выяснить “МК”, эта информация не вполне достоверна. Вертолет действительно принадлежал федеральной службе, но на его борту были и чекисты, и пограничники, которые совершали плановый перелет с одной военной базы на другую.

— Он летел низенько, “тепловушками” отстреливался (тепловые ракеты выпускаются из вертолета для предотвращения попадания в борт с наземной цели снаряда из самонаводящегося гранатомета), — говорит очевидец трагедии, — а потом в какой-то момент раздался громкий звук, и он упал. Где-то с тридцати метров... Точно боевики сбили...

— Они здесь всегда низко летают, чтобы не сбили, — разъясняет спасатель. — На данный момент могу вам сказать, что вряд ли его обстреливали. Вертолет зацепился за линии электропередач винтом.

В чеченской прокуратуре отделываются скупыми комментариями:

— По предварительной версии, можно говорить о том, что внешнего воздействия на вертолет не было.

На месте падения вертолета все оцеплено, выжжена огромная площадь, специалисты разбирают обгоревшие обломки... С рассветом в пятницу к месту катастрофы прибыли представители военной прокуратуры и члены комиссии по расследованию летного происшествия. Обнаружены бортовые самописцы, которые изъяли для дальнейшей работы. По предварительным данным, на лопасти вертолета намотались электропровода, что подтверждает версию следствия.

Вообще вертолет “Ми-8” является грузовым. Предназначен для перевозки различных небольших военных грузов и отрядов десантников численностью до 25 человек. Однако, по некоторой информации, разбившийся вертолет не был укомплектован полностью. Есть версия, что на борту были двое гражданских лиц, судьба которых неизвестна. Также ничего неизвестно о члене экипажа — майоре Валентине Катаеве.

В прокуратуре Чечни “МК” подтвердили, что “с места крушения изъяты фрагменты винта вертолета, на котором намотаны высоковольтные провода”. Это значит, что машина действительно зацепила высоковольтку. “Задели линию скорее всего шасси, а уже при падении провода намотались на винт, — сказали в прокуратуре. — Теперь следствие должно выяснить, почему “Ми-8” летел так низко, что зацепил провода”.

Среди нынешних 15 погибших в катастрофе вертолета “Ми-8” — семь офицеров Управления ФСБ РФ по Хабаровскому краю. Офицеры находились на Северном Кавказе в служебной командировке.


Досье “МК”. ЧП из-за халатности

7 августа 2003 г. вертолет Сызранского военного авиаучилища столкнулся со столбами линии электропередачи. Пилоты лишь чудом остались живы. Причина катастрофы: экипаж, нарушив полетное задание, шел на предельно малой высоте.

26 августа 2003 г. на аэродроме Черниговка (Дальний Восток) столкнулись два “Ми-24”. Оба экипажа погибли. Причина катастрофы: не имея навыков в технике пилотирования, нарушив полетное задание, летчики решили пройти “красивым строем”.

12 сентября 2004 г. вертолет огневой поддержки “Ми-24”, летевший с аэродрома Ханкала в Чечне на ведение разведки, разбился под Алхан-Калой, зацепившись за линию электропередачи. Оба члена экипажа погибли.


МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Главком ВВС в 1998—2002 гг. генерал армии Анатолий КОРНУКОВ:

— Вся Чечня, в том числе и горная местность, разбита по секторам полета. В каждом определена безопасная высота, ниже которой при условиях плохой видимости или же ночью в облаках экипаж не должен снижаться. Летчики обязаны знать и безопасные высоты в каждом секторе, и все естественные препятствия в радиусе 100 км по маршруту полета (50 влево и вправо). Это общепринятые правила, которые записаны в “Наставлении по производству полетов”. Возможно, они их нарушили и снизились ниже безопасной высоты в данном районе.

Командующий армейской авиацией в 1991—2003 гг., Герой СССР генерал-полковник Виталий ПАВЛОВ:

— Если подтвердится, что “Ми-8” зацепился за ЛЭП, то возможная причина катастрофы — невыполнение режима полета. Но перед вылетом командир задает летчикам высоту полета: 300 или 500 метров. То есть могла быть и неправильная постановка задачи.

Кроме того, сами летчики в Чечне обычно стараются летать пониже. Некоторые считают, что если вертолет идет низко, то его любой автоматчик расстреляет, но это не так. Если вертолет проходит над автоматчиком даже на высоте десяти метров, то он, как правило, не успевает его обстрелять. А вот если машина находится на высоте 600 метров, то вооруженный противник видит ее уже за 3—4 км и успевает приготовиться, прицелиться. И, дождавшись, пока вертолет приблизится, может его расстрелять.

Эксперт по авиационной безопасности Валентин НИКОЛАЕВ:

— В случае этого полета должны были быть выработаны особые меры безопасности, так как экипаж вез не просто груз, а людей. Это должен был сделать командир вертолетной эскадрильи погранвойск, но в этом случае, похоже, они не были продуманы. Может, потому, что полет был простым — не над горами, а над рекой Сунжей, железной дорогой и шоссе. Для ориентировки это очень удобные объекты. Вероятно, летчики были новичками и не успели изучить район полетов, в частности расположение ЛЭП. Опоры ЛЭП должны быть окрашены широкими яркими полосами и маркированы огнями, но, к сожалению, там, на юге, это правило очень плохо соблюдается.

Кроме того, “Ми-8”, при всех его прекрасных качествах, очень “горючий”. Пожароопасность его высока, а противопожарные меры — не очень. Падая, он обычно укладывается на правый борт (в обратную сторону по вращению винта), двери и задний люк клинятся. Люди фактически сгорают там заживо. Такое уже бывало не раз...





Партнеры