Что у Ющенко не “так!”

Какова судьба российских инвестиций на Украине

В субботу президент Путин вслед за российскими олигархами летит на Украину. В стране победившей революции в последнее время только и говорят о возможной реприватизации.

Больше половины украинского бизнеса держится на российских деньгах. И все равно — целый ряд наших объектов оказался в “черных списках”. Предметом судебного разбирательства пока стали лишь единицы. Это всего лишь вопрос времени — опасаются бизнесмены.

На последней встрече в Киеве Ющенко пообещал, что “с собственностью российских олигархов, полученной не преступным путем, ничего не произойдет”. Но есть еще Юлия Тимошенко. Правая рука президента, не раз заявлявшая чуть ли не о новом переделе собственности.

Чем все это закончится и что будет с российскими инвестициями на Украине? Окажется ли Ющенко человеком слова или российским деньгам — если их, конечно, удастся вытащить из незалежной экономики — вновь придется искать новые финансовые гавани?

Навстречу людям

Экономика Украины с невероятным трудом, но все же выдержала трехмесячный тайм-аут. Страна не работала. Все вышли на баррикады: кто на бело-голубые, кто на оранжевые. Да и сейчас еще рано говорить о том, что жизнь вернулась на круги своя.

Украинцы позволили себе слабость, и политический кризис серьезно подстегнул инфляцию. К концу прошлого года она превысила 12%, в то время как в декабре 2003-го не поднялась выше 8%. Прежнее правительство накануне выборов административными путями пыталось сдержать рост цен и одновременно серьезно увеличивало госрасходы. Объемы их губительны, тем более в условиях бюджетного дефицита.

В общем, экономика Украины после выборов оказалась крайне перегрета. А ведь у украинцев нет подушки безопасности в виде того же Стабилизационного фонда. И самостоятельно выправить ситуацию властям вряд ли удастся. К тому же экспертные оценки тоже играют не на руку украинцам. В ближайшее время аналитики предрекают серьезное замедление экономического роста всех крупных экономик постсоветского пространства. Для России это означает снижение роста ВВП на один процентный пункт, для Украины — почти вдвое (с 12,4% в 2004-м до 6,5% в нынешнем году).

Между тем новое правительство пока занято поиском себя, теряя драгоценное время. Программа Юлии Тимошенко под названием “Навстречу людям” не содержит ни одной цифры. А зачем? Как сказала премьер, они “не могут влиять на экономическое развитие государства, а приоритет состоит в правильном видении”.



Окно в Европу

На нынешнем этапе четкое “видение” у Украины обозначилось только во внешней политике. Правительство взяло курс на Европу. А вот что касается СНГ, новая украинская власть собирается оптимизировать свое участие в этом Содружестве. По-русски это означает “постепенный выход”. И наглый стук в окно Евросоюза. В дверь-то проходить сложнее и муторнее. Один только статус страны с рыночной экономикой Россия выбивала несколько лет. Украина же собирается через два года стать полноправной частью Европы — со всеми статусами.

Другой вопрос — на каких условиях. Напомним, Евросоюз стоит горой только за развитые экономики той же Германии, Франции, Италии. Остальные члены — чемодан без ручки: и нести неудобно, и бросить жалко. А новичкам приходится идти на колоссальные уступки для того, чтобы влиться в европейскую семью. Так, к примеру, Болгария согласилась на весьма смелый шаг: по настоянию Евросоюза ей придется прижать собственных производителей вина. В угоду виноделам Италии и Франции болгарам ближайшие год-два разрешили нарастить производственную базу, а после — заморозить ее аж на 10 лет. Понятное дело, что виноделам Крыма в Евросоюзе делать нечего — задавят. То же самое можно говорить о сельском хозяйстве и промышленном производстве. Впрочем, взамен украинцы рассчитывают получить открытые границы и новые рынки.

Но несмотря на то, что Украина жаждет быстрее оказаться в Европе, от Москвы она ждет прежних преференций. То есть сохранения льготных цен на энергоносители. Правительство Тимошенко, как и все предыдущие, нагло надеется на всевозможные экономические льготы со стороны России. Которые мы пока сохраняем, вероятно, в надежде на ответную лояльность.

Однако надежды эти весьма зыбкие. Первый сигнал уже дан. Перед мартовскими праздниками уволен глава госкомпании “Нафтогаз Украины” Юрий Бойко. Понятно, новая власть избавляется от людей прежнего режима. Но с другой стороны, за время работы на этом посту Бойко стал стратегическим партнером России и гарантом стабильного транзита энергоносителей в европейские страны. Новый же “оранжевый” глава мало известен в нефтяных кругах. Зато его хорошо знают газовики. В 90-х он был одним из руководителей “Интергаза”, за которым тянется шлейф коррупционных скандалов. Так что в транзитных вопросах для России могут также настать не лучшие времена.



Долг платежом красен

До текущих экономических вопросов у новой власти пока руки не дошли. А пора бы. Ведь даже самый главный финансовый документ страны — бюджет — утверждался в разгар политического кризиса. И если нынешнее правительство вместо необходимой “работы над ошибками” увлечется выполнением предвыборных обещаний по увеличению пенсий и зарплат бюджетникам, российский экономический кризис 1998 года покажется украинцам цветочками.

Впрочем, пока “оранжевые” власти выполняют совсем другие предвыборные обещания — рассчитываются со спонсорами революции. И заодно пытаются экономическими путями вырвать почву из-под ног оппозиции. Для Ющенко сейчас важно лишить восток страны той финансовой мощи, которой он раньше обладал. Ведь не за горами выборы в парламент страны, который к тому времени приобретет немыслимый авторитет в связи с изменениями, внесенными в Конституцию.

Украинские власти резко приступили к реприватизации предприятий страны. Сколько собственников останется не у дел, пока неясно. Если Виктор Ющенко cначала заявил о пересмотре 30 наиболее одиозных сделок, а потом — 10-20, то Юлия Тимошенко — о трех тысячах. Другими словами, речь идет чуть ли не о половине всех приватизированных объектов. По Фонду госимущества циркулирует список из 162 предприятий, которые уже взяли на карандаш. И хотя официально “черный список” ФГИ нигде не обнародован, в “Обзоре проблемных вопросов, связанных с приватизацией некоторых промышленных предприятий Украины”, подготовленном Советом нацбезопасности и обороны, фигурируют десятки российских компаний. Николаевский глиноземный завод (группа “Русский алюминий”), Запорожский алюминиевый комбинат (“АвтоВАЗ-Инвест”), “Укртатнафта” (“Татнефть”) и Лисичанскнефтеоргсинтез (ТНК-BP) отнесены авторами “Обзора…” к группе предприятий, “деятельность которых в составе нынешних собственников может быть пересмотрена”. Впрочем, первая показательная казнь пока не состоялась — рабочая группа кабинета министров по проблемным вопросам приватизации решила не пересматривать результаты продажи Николаевского глиноземного завода. Судьба других российских предприятий на Украине, несмотря на последние обещания Ющенко, выглядит куда как мрачнее.

В судах Украины начались процессы, которые могут привести к пересмотру итогов приватизации Ингулецкого ГОКа и Запорожского алюминиевого завода. Судя по всему, та же участь ждет и небольшие заводы, булочные и ателье — на них уже положили глаз местные власти. Очевидно, новый передел будет проходить в духе киевских веяний. То есть в сторону, “противоположную от Москвы”.

Официально украинские власти о всех этих черных списках высказываться уже перестали. Нет у верхов взаимопонимания по этому вопросу. А у низов — нет уверенности, что право собственности на Украине неприкосновенно. И, тем более, кто сможет убедить инвесторов в том, что украинскую власть вскоре не клюнет петух какого-нибудь другого цвета и она заново не станет делить и отнимать. К тому же новые собственники, которых хотят назначить победители, навряд ли будут лучше прежних. Те же европейские или американские компании в нынешних условиях не станут вкладывать в революционную страну большие деньги — скорее застолбят место. А уж про национальные кадры и говорить нечего: страна захвачена — пора отбивать вложения.



Украинский Лондон

Впрочем, далеко не все инвесторы поддаются паническим настроениям. Особенно россияне, которые, как известно, народ рисковый. Новые русские считают, что если грамотно влиться в процесс в смутные времена, можно остаться на плаву. То есть лес рубят — щепки летят. И их вполне можно подбирать.

Некоторые россияне расценивают бизнес на Украине как некую диверсификацию капитала. То есть в них играет основной закон коммерции: нельзя все яйца складывать в одну корзину. Тем более оставлять в России, где власти четко дали понять: работать в стране можно только в рамках, заданных государством. Так что инвестиции россиян на Украину можно расценивать и как вывоз активов за рубеж. Недалеко, конечно, но все же.

Более того, россияне на просторах незалэжной державы активно отмывают капиталы. Как сказал Ющенко, для Украины деньги не пахнут. Поэтому пришедшие из офшорных зон миллионы с миллиардами так же легитимны, как, собственно, и все остальные. “Конечно, мы видим, что это россияне с чемоданами приехали, — поделился с “МК” один высокопоставленный украинский чиновник. — Ну и какая нам разница? Главное, чтоб не вывозили, а вкладывали в страну”. По оценкам экспертов, до 55% всех иностранных инвестиций в экономику Украины сформировалось на основе поступившего из третьих стран российского капитала.

Пока основная масса россиян, уже работающих на рынке Украины, замерла в ожидании. А новички постепенно начинают осваивать этот рынок. Наученные горьким опытом, они не лезут в скандальные сырьевые сферы. Оставляют их на откуп новой власти. И понемногу окучивают альтернативные направления. К примеру, банковское. Увидев, что в 2001-м россияне активно включились в процесс приватизации на Украине, отечественные банки открыли кредитные линии родным инвесторам.

Тут главное — выбрать правильную политику и предложить хорошие условия. В отличие от российского рынка на украинском западные банки работают еще крайне вяло. Он для них еще слишком рисковый. Поэтому наши вполне могут взять куш.

Пример банкирам показывает государственный Внешторгбанк, который в ближайшее время собирается открыть на Украине “дочку”. Банк намерен обслуживать как раз крупных клиентов. Впрочем, ВТБ в отличие от коммерческих структур идет на очень серьезный риск. Не так давно украинские власти вспомнили о своих претензиях по союзному имуществу и вкладам бывшего Сбербанка.

Напомним, Украина не ратифицировала договор о правопреемственности по внешнему долгу и активам бывшего СССР. Так что можно ожидать возможных претензий и исков. И если за Сбербанк Внешторг не в ответе, то вполне может налететь на судебное преследование по претензиям, связанным с Алмазным фондом и бывшим зарубежным имуществом.

Как говорят на Украине, еще полгода — и наступит стабильность. Если нет, то “заграница им поможет”. В конце концов обещала. Одно уже ясно: и простым украинцам, и непростым россиянам придется туго.


Эксперты “МК”

Станислав БЕЛКОВСКИЙ, президент Института национальной стратегии:

— Борьба за стратегию ревизии приватизации, равно как и за крупную собственность, будет продолжаться по меньшей мере до весны 2006 года — то есть до очередных парламентских выборов. Важную роль при этом будет играть фактор банальной мести. Виктор Ющенко — человек не слишком великодушный. И он сильно обижен на некоторых крупных бизнесменов эпохи Кучмы, которые, как ему кажется, приложили руку к его дискредитации и даже отравлению. В первую голову речь идет о зяте Кучмы Викторе Пинчуке, владельцах ФК “Динамо” (Киев) братьях Суркисах, бывшем руководителе администрации президента Украины Викторе Медведчуке и президенте ФК “Шахтер-Донецк” Ринате Ахметове. Что же касается российских бизнесменов на Украине, то под удар в первую очередь могут попасть спонсоры кампании Виктора Януковича, к примеру Олег Дерипаска.

Все перечисленные бизнесмены (за исключением разве что Медведчука) будут пытаться найти общий язык с новой властью. Получится или нет — посмотрим.


Константин ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ:

— Очевидно, что желанием украинских властей после победы является попытка вырвать из-под оппозиции, которая только ищет свое место в новом политическом раскладе, всякую экономическую базу. Куют железо, пока горячо. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить, по каким объектам планируется нанести удар. Символом реприватизации стала “Криворожсталь”, владельцы которой утверждают, что они заплатили за предприятие больше, чем было внесено в казну в ходе приватизации всей остальной украинской металлургии (800 миллионов долларов — Ред.). Но вот нынешнему украинскому министру по чрезвычайным ситуациям Керченский судостроительный завод “Залив” достался всего за сумму, эквивалентную 1,5 млн. долларов. И, насколько я знаю, его ни в одном из “черных списков” нет. Нет вопросов и к другому союзнику — Порошенко.

Зато российским бизнесменам, которых интересовала приватизация харьковского “Атоммаша” через посредников, дали понять, что этот завод уже отписан американской “Дженерал Электрик”. Так что идет не только вытеснение экономических конкурентов, но и политических. И жаль, что мы в России с таким запозданием на все реагируем.


Справка “МК”

Соединенные Штаты решили поощрить Украину. Администрация Джорджа Буша предложила конгрессу выделить новому правительству страны 60 млн. долларов на ускорение экономических реформ и борьбу с коррупцией.

И это далеко не все. Ранее американский президент заявил о том, что в следующем году “оранжевому” правительству выплатят в общей сложности более 100 млн. долларов по трем ключевым программам: экономическая помощь, обучение военных кадров и финансирование оборонных поставок и услуг из США. На экономику, как предполагается, пойдет 88 млн. долларов. В итоге Украина выйдет на первое место среди стран СНГ по объему американской финансовой помощи. Вторую строчку занимает Грузия. Отчисления на экономическую программу правительства Саакашвили составляют 67 млн. баксов.


На Украине, как и у нас, во время массовой приватизации крупный бизнес интересовался в основном сырьевой сферой. Тем более что в России к тому времени (2001 год) все уже поделили.



Самые крупные приобретения

“ТНК”, “ЛУКОЙЛ” и “Татнефть” приватизировали три украинских НПЗ: Одесский, Херсонский и Лисичанский. Суммарная мощность переработки составляет около 51% всего украинского рынка, а производство топлива — свыше 70%.

“Газпром” — купил 53,86% крупнейшего украинского завода — производителя азотных, фосфатных и комплексных удобрений “Ривнеазот”.

“Сибирский алюминий” — владеет контрольным пакетом Львовского автобусного завода (ЛАЗ).

АФК “Система” — купил контрольный пакет крупного оператора мобильной связи “UMC”.

“Русский алюминий” — контролирует Николаевский глиноземный завод.

Наиболее инвестиционно привлекательными россияне по-прежнему считают металлургическую, телекоммуникационную, пищевую, сталелитейную отрасли, а также фармацевтику и торговлю Украины.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру