Заплатка на память

Звезды тянутся за мастерицей, как нитка за иголкой

— Может, Збруев, артист, приходил, погоди, а может, это Смехов был, — говорит Антонина Ивановна, продергивая нитку в иголку.

А ей и не надо помнить всех знаменитостей. Это они к ней ежедневно приходят на поклон. Антонина Ивановна Горшкова — единственная на всю Москву мастер, которая занимается ручной художественной штопкой.


— Не выбрасывать же дорогой пиджак, если выдрал из рукава клок ткани или прожег сигаретой на нем маленькую дырку, — говорит мастер, надевая на палец наперсток. — Вот и латаю, чтоб вещь выглядела как новенькая.

О знаменитых клиентах Антонина Ивановна говорит как о своих домашних:

— В свое время Коля Рыбников дорогой костюм приносил — перемахивая через забор, умудрился зацепиться за гвоздь локтем. Аллочка Ларионова частенько ко мне приходила, Ларочка Голубкина, Кио, забирая заказ, фокусы показывал. За 60 лет, что в ателье работаю, кого только не видела! Я не людей, а все больше вещи их помню: жакеты, привезенные из Франции, да брюки итальянские.

— А как подбираете ткань для заплатки?

— Использую только свою, родную, из чего сшито изделие. Нужный кусочек ткани выпарываю, случается, из-под бортика пиджака, из пояса брюк или из подгибки.

Я наблюдаю, как мастер расплетает-распускает с четырех сторон края у приготовленного образца. Накладывая заплатку на прожженную часть брюк, Антонина Ивановна берет в руки иголку с ниткой, и начинается настоящее волшебство. Цепляя петелькой каждую ниточку заплатки, мастер виртуозно — несколькими стежками — вплетает ее в рисунок ткани на брюках.

После нескольких часов работы при всем старании я не могу разглядеть вставленной заплатки.

— Однажды коллега вместо того, чтобы удлинить брюки, обрезала их. Заказ оказался из министерства, слез было!.. Я ночь просидела, сплела ниточку к ниточке, восстановила ткань. Заказчик износил брюки, да так и не узнал, что они были таким образом надставлены.

Самая легкая ткань, по мнению мастера, — драп, тяжело штопать тонкую шерсть и шелк, а также импортные ткани с двойной крученой темно-белой ниткой. Невозможно незаметно отреставрировать штопкой ткань в рубчик, вельвет и плис.

— Помню, балерина известная мне костюм принесла — весь низ молью побит, ничего, восстановила — закрыла мини-заплатками.

Приносят мастеру заказ — она берет линейку, обмеряет “зону повреждения”. 1 см плетения стоит 60 рублей. Залатать дырку с мизинец стоит 360 целковых.

— В 44-м поступила в ФЗО, по окончании стала работать в ателье на Первой Мещанской. И покатилась жизнь... Всякое было, 11 лет назад сына схоронила. А за штопкой — все печали проходили. И так приятно было услышать: “Спасибо, этот жакет мне был особенно дорог, мне его Миттеран подарил”; “Спасибо, что брюки заштопали, я в них на все премьеры хожу, они для меня — талисман”. Довольные клиенты потом уже друзьям и знакомым меня рекомендовали. Без работы я и теперь не сижу.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру