Кокетка по-киевски

Владимир ПУТИН — “МК”: “В наших отношениях проблем не существует” Виктор ЮЩЕНКО — “МК”: “Мы попали в “десятку”!”

Президента Путина, прибывшего в субботу в Киев, неподалеку от его резиденции в столице Украины встретил митинг оппозиционеров. То есть это для Ющенко — оппозиция, а для нас — как сказать...

Десятка три бабушек мерзли на морозе, сжимая в руках синие флажки “Выбор-2004” времен президентской кампании Януковича, и тихо скандировали “Ющенко — самозванец!”. Но Путин вряд ли стал свидетелем сего факта — в этот момент его радушно привечали бывшие вожди “оранжевой” революции. А новый президент Украины даже пригласил ВВП в конце дня к себе домой.

На итоговой пресс-конференции я спросила президента Ющенко: “Понятна ли вам сейчас — а это ваша вторая встреча с Владимиром Путиным после вашего избрания президентом — российская политика в отношении Украины?”

А Владимира Путина я попросила рассказать об атмосфере, царившей во время общения с украинскими руководителями.


Виктор ЮЩЕНКО:

— Вы знаете, меня удивило, что мы не нашли в стопке вопросов, которые сегодня были поставлены к обсуждению, тех, в которых мы не находили взаимопонимания. Наша встреча длилась очень долго. Я думаю, что мы откровенно высказались по стратегическим вопросам, которые касаются наших двухсторонних отношений. И что меня больше всего удивило — когда я закончил свою часть и смотрел, как мой коллега откладывает стопку карточек, которые уже отработали, то я, Владимир Владимирович, заметил, что вы значительную часть своих карточек отложили. Это говорит о том, что мы попали в “десятку”, и я удовлетворен и откровенностью, и духом, и прагматизмом сегодняшних наших переговоров. Это, конечно, дало возможность по-иному посмотреть на многие вещи, я думаю, как украинской, так и российской стороне”.


Владимир ПУТИН:

— Моя оценка совпадает с оценкой моего украинского коллеги. Очень доброжелательно, в высшей степени конструктивно. Вот в текстовке, которая мне была подготовлена, у меня была такая фраза: “Конечно, у нас есть разные точки зрения на какие-то проблемы”. Вы знаете, я эту фразу вычеркнул. Если вы обратили внимание, она не прозвучала. Фактически при таком объеме взаимных интересов и совместной работы, конечно, всегда возникают разные подходы к решению тех или иных проблем. Но сегодня, в ходе встреч и переговоров и с президентом, и с премьер-министром, с председателем парламента, у нас не возникло ощущения, что есть какие-то проблемы в наших отношениях. Их просто не существует. Есть вопросы, которые мы совместно должны решать, над которыми должны работать, но это нормальный режим сотрудничества. Я удовлетворен сегодняшними встречами и переговорами.

* * *

В Малом доме приемов в этот раз все было новое: и ремонт — вокруг еще витал легкий запах краски. Наверху уже было все готово, чтобы оказать президенту России должное гостеприимство: привлекли внимание ваза с фруктами — разрезанными на кусочки киви, ананасами и апельсинами, блюдце с орешками, а также особая минералка. “Это очень хорошая вода с Западной Украины”, — пояснил местный спецслужбист. Правда, мнение Владимира Путина по этому поводу осталось неизвестным — за время разговора он ничего так и не попробовал.

Пятиминутная протокольная часть, как и полагается, прошла во взаимных любезностях. Ющенко даже умудрился поприветствовать Путина несколько раз. Сначала — около дома, на улице (в аэропорт ездил встречать гостя госсекретарь Зинченко). Потом — внутри, с использованием популярной сейчас тематики 60-летия Победы. “Рад приветствовать вас в городе-герое Киеве!” — сказал Ющенко. И, извиняясь за тесноту комнаты, польстил гостю: “Это Малый дом приемов для больших гостей”. А ВВП отметил красоту особняка, большой товарооборот между Россией и Украиной и передал Ющенко привет от четырех лидеров западных стран, с которыми днем раньше встречался в Париже. На этом открытая часть и закончилась. А функции хозяина на время остальных встреч вплоть до вечера перешли к Путину — все они проходили в резиденции Президента РФ в Киеве.

Особенно любопытным при этом выглядело то, что последовательность приема первых лиц оказалась нарушенной — спикер Верховной рады Литвин обошел премьера Тимошенко. (Обычно во время подобных визитов сразу за встречей с принимающим президентом гость общается с главой кабинета.)

Вообще, самой противоречивой в этот день стала “кульминация программы” — общение Путин—Тимошенко. У автора этих строк даже появились опасения, что в минувшую субботу украинская “железная леди” разочаровала некоторых своих сторонников. Мало того что “движущая сила “оранжевой” революции” явилась на переговоры одетой в стиле примерной школьницы — “светлый верх (белый пиджак) — темный низ” (черная юбка), со строгой косой, обернутой вокруг головы, так она еще и вовсю кокетничала с российским главой — ничего дурного не подумайте — в политическом смысле слова.

Повернувшись всем корпусом к ВВП, Юлия Тимошенко говорила на несколько тонов тише собеседника. “Мне очень приятно познакомиться с вами... Я хочу сказать, вы можете рассчитывать на украинское правительство”. И заверила, что нет ни одного нерешаемого вопроса — главное, по мнению главы правительства, применить к этому волю. Начало разговора на самую острую тему — единого экономического пространства — напоминало телеинтервью журналистки (Тимошенко) с чиновником (Путин). “Создание единого экономического пространства — это не российская инициатива”, — напомнил Путин. “Вы же не отказываетесь?” — с притворным испугом поинтересовалась Тимошенко...

После обсуждения тарифной политики выяснилось, что украинскому руководству очень мила идея создания зоны свободной торговли. Путин отношения к этой инициативе никак не обозначил. Да и выгода для нас несколько сомнительна. Ведь такая зона означает снижение налогов, а это означает некоторые финансовые потери. Да, у нас будет больше дешевых украинских товаров, но дешевизна не гарантирует их качества. Кроме того, проследить за прозрачностью операций в зоне свободной торговли гораздо сложнее, нежели в ЕЭП.

Итоговая пресс-конференция, судя по всему, стала самым значительным испытанием для нервов обоих президентов. Виктор Ющенко внезапно забыл фамилию руководителя главной газовой компании Украины (Ивченко), который должен ехать в Москву для обсуждения российско-украинского газотранспортного консорциума. Владимир Путин во время разговора о ЕЭП совершенно замучил лежащую перед ним бумажку — сделал сгиб и давил на него с неимоверной силой. А затем вдруг стал застегивать пуговицы пиджака (во время слов Ющенко о предложении признать границу по Керченскому проливу в таком виде, как она существовала на послевоенных картах).

Кстати, “всю дорогу” Ющенко и Тимошенко беседовали с Путиным по-русски (ну разве только вступительное слово на пресс-конференции Ющенко произнес по-украински). А ВВП на этот раз цитатами из “Кобзаря” не щеголял — говорил лишь на родном языке.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру