Пир геронтофилов

В Ермолаевский привезли голову Марии-Антуанетты

21 марта 2005 в 00:00, просмотров: 336

Фестиваль “Мода и стиль в фотографии” никак не заподозришь в нагнетании страха на публику. Но то, что показывают на нескольких его выставках в филиале Музея современного искусства в Ермолаевском переулке, иначе как шоком не назовешь. Французская королева Мария-Антуанетта с собственной отрубленной головой в руках, наша Александра Федоровна с развороченным пулей глазом. И — Кейт Мосс в престарелом возрасте: такого мы еще не видели.

Довольно неожиданно тема “стиль и геронтология” увлекла сразу нескольких авторов. Это — 10 больших постеров Эрвина Олафа “Зрелость” (спонсор выставки — Motorola), фотосерия Али Есипович “Песочница” и документальные фотографии и видео англичанки Элен Константин “Танцуя в темноте: чайный танец”. И если Элен Константин восхищает мужество и красота стариков, которые находят в себе силы жить полной жизнью, то Эрвин Олаф интерпретирует проблему старости несколько иначе. Он нашел, мягко говоря, сильно немолодых тетенек. Которые тем не менее позволили себя почти совсем раздеть и раскрасить. После чего не побоялись выставить свои морщинистые старые тела и лица на всеобщее обозрение. Причем не просто так, а в качестве постаревших лет эдак на сорок Линды Е., Кейт М., Клаудии Ш. и других не менее знаковых модных персонажей. А у Али Есипович и вовсе произошло раздвоение сознания. Она перепутала детство и старость, населив детскую площадку мерзкими убогими старичками, переодетыми в коротенькие платьица и штанишки. Старички хихикают беззубыми ртами, катаются на качелях, прыгают через прыгалки, делают куличики, а за их беззлобной идиллической жизнью наблюдают насупленные недобрые лица настоящих детишек.

Марина Черникова тоже изображает детишек. Кадры из ее видеофильма “Кастинг” подсмотрены на улицах Токио. Это очень забавно: сотни девочек и мальчиков приходят с большими сумками каждый выходной к парку Йойоги в Токио. Из сумок извлекаются костюмы вампиров, медсестер, ведьм, клоунов, героев мультиков и сказочных зверей. Дети рисуют себе синяки и кровоточащие раны, бинтуют руки-ноги. Танцуют, поют, кричат и просто позируют. А к вечеру все стихает. Дети смывают грим, надевают свою обычную одежду и едут домой к родителям. Марина уверяет, что в жизни все это выглядит не менее захватывающе, чем на экране.

Но что может быть более захватывающе, чем история? Эрвин Олаф показал нам еще и всю “Королевскую кровь”. Это стильные портреты, среди которых несчастная жена Николая II Александра Федоровна, Мария-Антуанетта, ревнивая и мстительная жена чудовищного Нерона — Поппея и прочие персонажи, которые закончили свои дни совсем не в собственной постели. Кому голову отрубили, в кого бывший друг всадил кинжал, кого большевики расстреляли, кто утонул, а кто, как известно, разбился на машине. Всех их изображают светловолосые голубоглазые прекрасные подростки в дорогущих украшениях и костюмах, извозюканных кровищей из мясной лавки.

Мы еще не упомянули Мамышева-Монро, как всегда, переодетого в разные персонажи, Миву Янаги, которая запросто показывает нам свою японскую родину изнутри, и огромные красивые пейзажи Алена Флейшнера — чтобы описать все, что уместилось на 4 этажах Ермолаевского, не хватит и полосы.




Партнеры