Операция “центр”

Как выбрать себе компьютерного тренера

21 марта 2005 в 00:00, просмотров: 366

Дотошные японцы подсчитали: сотрудник фирмы, не знакомый с современными IT-технологиями, тратит на выполнение работы в шесть раз больше времени, чем подготовленный. Крупные зарубежные компании выделяют на компьютерное обучение своих служащих более 80% средств, идущих на переподготовку кадров и повышение квалификации.

В России приобрести компьютерные навыки сегодня проще всего в IT-центрах. Они выросли из популярных в 1990-е годы компьютерных курсов и занимаются практически всем спектром IT-услуг. В них учат не только начинающих осваивать ПК (“чайников”), но и всех IT-специалистов: программистов, веб-дизайнеров, компьютерных верстальщиков, системных администраторов, IT-менеджеров, директоров информационных служб (CIO, Chief Information Officer). Дело это недешевое, поэтому к подбору места обучения нужно подходить основательно.

Допустим, у молодого амбициозного служащего есть деньги, немного свободного времени и он хочет повысить свою компьютерную грамотность. Как ему найти подходящий IT-центр, на что стоит обратить внимание? Ведь от правильности выбора зависит карьера...

Во-первых, надо определиться с типом IT-центра. Они бывают двух видов: авторизованные и неавторизованные. Между ними — существенная разница. Первые прошли проверку и авторизацию крупным производителем ПО и имеют право вести авторизованные курсы с выдачей сертификатов. Это плюс, так как в процессе обучения соблюдаются жесткие стандарты производителя-вендора. А сертификат об окончании авторизованных курсов на 100% международный.

Авторизованные центры обеспечивают достаточно хороший уровень тренинга, что немаловажно при дальнейшей работе. В Москве действует более двух десятков таких учебных заведений. Выбор большой: есть центры многопрофильные и специализированные, есть ориентированные на корпоративных и на индивидуальных клиентов.

В неавторизованных центрах практикуется более свободный подход к стандартам и нормативам. Программный продукт преподается по разработкам, написанным самими сотрудниками. Уровень подготовки клиента определяется только навыками самого компьютерного тренера и степенью его мастерства. Тут уж как повезет — можно узнать абсолютно все и обо всем, а можно нарваться на самоуверенного Незнайку.

Второй критерий отбора — квалификация IT-инструктора. Перед началом занятий стоит поинтересоваться, имеет ли компьютерный “тренер” сертификат, подтверждающий статус преподавателя. Есть в наличии документ — хорошо, нет — стоит поискать другое место. Если IT-мастер является дипломированным инженером (обычное дело в отечественной компьютерной индустрии) — это очко в его пользу.

Третий показатель — учебное пособие. Авторизованные учебники для занятий предпочтительнее. Они значительно (причем в лучшую сторону) отличаются от всех прочих. В них вся информация — строго по существу. Поэтому клиент не будет тратить время на изучение ненужных функций. Эти книги стоит сохранить и после окончания курса — они пригодятся в дальнейшей работе. Неавторизованные пособия пишут специалисты, самостоятельно освоившие “на компе” те или иные программы. И что там по делу, а что — просто так, доподлинно неизвестно.

Четвертый вопрос, который надо задать, — сколько курсов предлагается по выбранному направлению. В серьезных центрах по каждому направлению предлагается несколько курсов, из которых, как из кубиков, составляется программа обучения. Такой вариант предпочтительнее. Как говорил Козьма Прутков, узкий специалист подобен флюсу — полнота его односторонняя.

С этим связан и пятый показатель — деньги. Учиться можно быстро и дешево либо долго и хорошо. Стоимость знаний напрямую зависит от количества учебных часов. Понятно, что на освоение нескольких программ требуется значительно больше времени, чем на одну-единственную. Цена за универсальный курс, понятно, существенно выше, чем за специализированный. Но, как показывает опыт, лучше взять комплект. В итоге это выйдет выгоднее, так как по окончанию можно устроиться на более высокую зарплату. И еще: низкая цена не может гарантировать качество. Дешево хорошо не бывает.

Не стоит экономить на мелочах, отказываясь от дополнительных программ. Скупой, как известно, платит дважды. Копеечная мелочность может дорого обойтись: недополученные знания помешают сделать успешную карьеру или затруднят работу. Лучше сберечь деньги другим способом — за счет сезонных скидок, льготных талонов и т.д. Кроме того, учиться выгоднее вместе со своими сослуживцами. Это и веселее, и дешевле — корпоративному клиенту в IT-центре наверняка сделают скидку.


Один компьютер приходится: в США — на 1,5 человека; в Канаде, Дании, Финляндии, Норвегии, Швеции — на 1,8; в Австралии и Новой Зеландии — на 2; в Великобритании, Голландии, Швейцарии — на 2,2; в Сингапуре, Бельгии, — на 2,5; в Германии — на 3; в России — на 13. Среди отечественных школьников этот показатель еще хуже — один ПК на 81 ученика. В Москве — на 31 школьника, наилучшие показатели в ЦАО (один на 20 чел.), ЮЗАО (на 23), ЗАО и Зеленограде (на 24).

На 100 российских студентов приходится 6 компьютеров.


К Интернету подключена только каждая третья отечественная школа (в столице — 75%). В некоторых регионах (например, на Чукотке) выход в Сеть не имеет ни одно среднее учебное заведение.


В США Паутина доступна для 89% школ и 100% колледжей и университетов. При всех школьных библиотеках есть интернет-классы. Американские ученики, по статистике, пользуются Сетью гораздо чаще, чем книгами или другой печатной продукцией.


В ФРГ учителям и преподавателям выход в Интернет бесплатный. Этой услугой пользуются почти 1 миллион педагогов и 13 тысяч средних учебных заведений страны.


В Швеции компьютерные знания детям дают 60 тысяч учителей — 40% всех педагогов. 100% выпускников школ свободно чувствуют себя в Паутине.


Во Франции для студентов введена новая услуга — ноутбук в кредит всего за... 1 евро. По просьбе министра образования банки дают “компьютерные” ссуды на очень выгодных условиях — 1—3 тысячи евро на три года. Отдавать нужно 1 евро в день! Потенциальными заемщиками могут стать 2,5 миллиона студентов.


В Японии на развитие национальной Сети выделено из бюджета 2,8 миллиарда долларов. Каждый житель страны в возрасте старше 20 лет может получить ваучер на 56 долларов. Эта сумма компенсирует половину стоимости курсов по освоению Интернета. В проекте задействовано 30 миллионов именных чеков. Еще 93 миллиарда “баксов” правительство Страны восходящего солнца намерено потратить на поддержку небольших компаний, пенсионеров и экологических активистов. Им доступ в Паутину дадут со значительной скидкой или вообще бесплатно.




Партнеры