Приказано — выжить!

“МК” нашел самых злостных неплательщиков

Вот и свершилось. Московские власти объявили, что приступают к самому болезненному этапу коммунальной реформы — выселению наиболее злостных должников по квартплате.

Впрочем, их можно понять. На дворе уже даже не дикий капитализм, а в столице, как выяснилось, десятки тысяч граждан живут при коммунизме. Годами не платят за жилье и коммунальные услуги вообще ни копейки. Но теперь, похоже, лафа кончилась. Власти Юго-Восточного округа (с него начинается “революция”) уже подыскали этим халявщикам жилье в далекой Капотне. Конечно, не 101-й километр, но и там неплательщикам жизнь медом не покажется. “МК” решил выяснить: кто они, эти герои нашего времени? Как они дошли до роли пионеров-первопроходцев реформы ЖКХ? И какую судьбу им приготовили власти?

Граждане из “черного списка”

Должник №1 в “черном списке” проживает на Волгоградском проспекте. И, согласно подсчетам местных властей, не платит за жилье (не падать со стула) уже... 10 лет! Такого чемпиона и в самом деле грех не поздравить лично.

...Блочная хрущоба на Волгоградке. Поднимаемся на 4-й этаж. Пред нашими очами предстает вполне цивилизованная железная дверь. На звонок выходит вполне приличный с виду жилец. Неужто в префектуре ошиблись? Нет! Все сомнения развеивает густой запах перегара.

Зовут хозяина квартиры Володей. Правда, на ногах он стоит твердо, говорит внятно: все-таки утро. Даже приглашает “чайку попить”. Закуриваем и начинаем расспрашивать о житье-бытье, отметив для себя, что квартира вполне ухоженная, даже ремонт, кажется, сделан не так давно.

— Скажите, а почему вы так долго не платите за жилье?

— А за что тут платить?! — искренне возмущается Володя. — Вы посмотрите, в каком состоянии дом! Я вообще давно с властью в контрах. Приходил тут старший лейтенант из ОБЭПа и говорит: разменивай, мол, квартиру... А как я буду платить за нее, когда мою машину во дворе снегом занесло? Как платить, когда столько раз бандиты мне колеса пробивали?!

— Какие бандиты, какие колеса?! — недоумеваем мы. — За квартиру-то почему не платите? Выселят же...

— Детей отобрали, живу один, — упрямо продолжает хозяин. — Прятался от бандитов, теперь от ментов прячусь... А я хочу установить порядок в России! И не буду я платить — у меня свой счет к властям!

Диалог с Владимиром явно не удавался. По всему выходило, что у него кроме материальных еще и серьезные душевные проблемы. Кое-как, под матерок в адрес президента и правительства и бульканье водяры в стакане, мы выбрались из сего гостеприимного дома. И направились по следующему адресу.

На противоположной стороне Волгоградки, точно в такой же пятиэтажке, проживает еще один должник. Точнее — должница. Ее рекорд — 94 месяца.

— Да знаю я, знаю, — грустно вздыхает Елена Моисеева. — По “ящику” говорили, что выселят. Только не по-людски это. Ведь прописана я здесь с рождения, с 1972 года. А еще у меня здесь прописаны две двоюродные сестры и сын. Да, и фиктивный муж: в 1995 году пришлось оформить брак, чтобы погасить задолженность за квартплату (примерно тогда же Елена и платила в последний раз. — Авт.). Сейчас второй месяц безработная, живу на пособие на ребенка, а это около 600 рублей. За декабрь пришли из ДЕЗа квитки с суммой задолженности. Гляжу — 20842 рубля. Потом приходит январский счет — 21542. А за февраль — уже 46653! Это что, я за месяц столько задолжала? Что они там еще насчитали?..

Получив квитки, Елена, по ее словам, пошла в ДЕЗ, чтобы ей разрешили погасить долг частями, но руководство не согласилось. Теперь она согласна на любую работу, только бы не потерять квартиру. Поехать вместе с нами в Капотню, чтобы посмотреть на свое будущее жилье, Елена наотрез отказалась. Сказала: “Все равно потом увижу. Так уж лучше позже, чем раньше”.

В квартире другого дома, тоже обозначенной в списке, на улице Юных Ленинцев, хозяев застать не удалось. А бдительные соседи, узнав, кого мы разыскиваем, поскучнели:

— Да, там проблемные люди живут. Мать сильно пьющая, к тому же наполовину парализованная. Старший сын сидит, младший — вроде нормальный парень, но здесь мы его видим редко. А в квартиру постоянно какие-то наркоманы шастают. Вот посмотрите: и окошко у них открыто, хотя мороз на улице...

Действительно, окно на первом этаже распахнуто. Мы еще раз долго стучим в дверь (звонка нет как такового), но — глухо. После чего, догадавшись, что за люди попали в список для насильственного переселения, едем смотреть на их будущую жилплощадь.



Разбудит ли неплательщиков “Чудильник”?

Найти 1-й квартал Капотни, где расположен первый дом для горе-переселенцев, оказалось непростым делом. Место это, как бы помягче выразиться, не очень-то посещаемое. Проще говоря, задворки столицы. Да какие задворки! Дом, куда планируют переселять неплательщиков, в народе называется просто и доходчиво: “Чудильник”. Иную кличку подобрать сложно.

...Из двери подвала дома №6 1-го квартала Капотни валит густой пар. Вокруг развешаны на веревках детские и взрослые вещи — милая деревенская пастораль. Раньше этот дом был общагой на балансе нефтезавода, а теперь вообще непонятно чей. На двери единственного подъезда здания с коридорной системой — табличка, сообщающая, что квартир здесь 158.

Заходим. Да уж... Все — как у Высоцкого, в песне про 38 комнаток и про одну уборную. Стучим в первую попавшуюся дверь. Выходит старожил “вороньей слободки” — тоже, кстати, Володя. Человек крайне приличного вида, с грустно-усталым взглядом. Живет он здесь уже 17 лет. Насмотрелся всякого, ко многому привык, но вот весть о вселении сюда самых передовых алкоголиков Москвы его совсем доконала:

— Я уже счет потерял, сколько раз здесь дрался! Врывается кто-нибудь ночью: дай, говорит, денег — на бутылку не хватает! Ну что делать? Даю в лоб... Сколько живем — каждый год ремонт делают косметический, а по документам значится, что чуть ли не капитальный. Эх, если бы все деньги, на эти ремонты потраченные, собрать — на квартиру каждому старому жильцу хватит! Живем в полном дерьме... Да вы в кухню нашу зайдите!

Кухня, как в любой бывшей общаге, общая. Над плитами потолок прогнил окончательно. Как говорят жильцы, которым дали здесь ордера еще в начале 1990-х годов, еду они варят “на бульоне” из всякой гнили, падающей сверху. Интересуемся: а слабо, скажем, своими силами сделать ремонт? Володя в ответ чуть нажимает на стену — та дрожит и прогибается под его кулаком.

— Чего тут ремонтировать?! И перекрытия, и стены — деревянные. Еще много лет назад наш дом СЭС признала непригодным для жилья, но потом про этот документ почему-то забыли. А грибок остался. И газ мы не выключаем, чтобы выгорал. Трубы-то газовые тоже прогнили — того и гляди взорвемся. А теперь еще всю эту пьянь к нам подселят... Значит, уплотнят кого-то из нас, а то и всех сразу. Я бы сам с удовольствием переехал в те квартиры, за которые не платят эти товарищи (что-то подсказывает, что эта мечта Володи вряд ли осуществима. — Авт.). Совсем задолбала такая жизнь. А мы, заметьте, такие же москвичи, как и все. Ордера есть, регистрация постоянная. Только относятся к нам как к скоту. Вы погуляйте тут, полюбуетесь...

Мы и полюбовались. Перефразируя героиню Мордюковой, скажем: “Не знаю, как в Гарлеме, не бывали, но...” Но тут действительно нечто. Непередаваемый запах и груды хлама. Какие-то тряпки, сломанный холодильник. Скрипучие полы. Двери в большинство комнат — то ли фанерные, то ли картонные. Под ногами вертятся маленькие дети, с радостью позируя перед фотокамерой. Фасад тоже впечатляет: гирлянды сосулек от крыши и почти до земли.

Нет, все-таки Володя (тот, что неплательщик) дурака валяет. Какими бы ни были причины, по которым он и ему подобные жители отдельных хором не платят за квартиру, как бы ни заливали они все проблемы водкой, — здесь даже им жизнь покажется адом.

Короче, веселая получилась картина. Но дальше будет еще веселее...



Гоните денежку за испуг!

Закончив свой объезд, мы позвонили в пресс-службу префектуры ЮВАО и попросили прокомментировать ситуацию с выселенцами. И вот что нам сказали представители власти.

Оказывается, злостных неплательщиков в округе до объявления о начале “выселительных” мероприятий было аж 13500 человек. А их общий долг составлял 60 миллионов 200 тысяч рублей. Ужаснувшись цифрам, в префектуре поголовно пересчитали должников, исходя из принципа: полгода не платил — значит, злостный. А затем разослали всем без исключения “письма счастья”, в которых пригрозили выселением.

И тут произошло чудо. Только за первые две недели общая задолженность в округе уменьшилась до 45 миллионов 800 тысяч рублей, а количество должников — до 8385 человек. Причем процесс стремительно продолжается: кандидаты на вылет в Капотню очень перепугались. И власти уверены, что после статьи в “МК” перепугаются еще больше.

Как сказал нам зампрефекта ЮВАО Станислав Шеденков, из оставшихся совсем уж “непуганых” граждан в первую очередь они будут переселять на новое ПМЖ одиноких мужчин. Матери-одиночки с детьми под раздачу пока вроде не попадают.

Обнадежил отчасти он и жильцов “Чудильника”. Кому-то из них власти собираются улучшить жилищные условия. Правда, жильцы этих обещаний слышали уже столько... Но все-таки хотелось бы верить.

Что же касается сроков “спецоперации”, то она, судя по всему, начнется уже в апреле. Тогда в Капотню переселят только самых злостных из злостных.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру