Питерский лозунг: Мутко на цаРФСтво

Главой российского футбола может стать соратник Владимира Путина и Анатолия Собчака

Еще Вячеслав Иваныч Колосков не заявил о своей отставке — а нашему непотопляемому уже вовсю преемника подыскивали. И кого только не называли: от лужниковского босса Алешина, прекрасно знакомого чиновникам ФИФА, УЕФА и прочих “фа”, до развивающего наш профессиональный футбол Толстых... Ошиблись кулуарные всезнайки: когда Колосков объявил-таки о том, что 2 апреля отчетно-выборной конференции Российского футбольного союза (РФС) предстоит выбрать нового президента, ни тот, ни другой выдвинуты не были. Квартет претендентов “на цаРФСтво” — креатив, каюсь, не мой, а питерских фанатов — в итоге выглядит следующим образом: Александр Тукманов, Анзор Кавазашвили, Виталий Мутко, Михаил Жуков.


Первый и второй хорошо известны широкому кругу болельщиков (Тукманов как генеральный директор РФС и некогда футболист, Кавазашвили как глава Всероссийской ассоциации футбола и суперголкипер), последний (вице-президент ярославского “Шинника”) едва ли так уж интересен. А вот про Мутко (бывшего президента питерского “Зенита” и Российской футбольной премьер-лиги — РФПЛ) многие просят рассказать поподробнее. Что ж, попробуем.

Он мог бы быть на месте Кудрина

Что я знал о Мутко, отправляясь на встречу с ним? Знал, что Виталий Леонтьевич родился 8 декабря 1958 года в станице Куринская Краснодарского края. Что женат. Что у него две дочки.

Что окончил он Ленинградское речное училище, а затем — там же — Институт водного транспорта.

Что работал в исполкоме Кировского района. Был депутатом Кировского райсовета. А в последний год существования СССР — и главой районной администрации.

Что был заместителем питерского мэра — кстати, Анатолия Собчака — по социальным вопросам. Причем мог даже вроде бы возглавить Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга вместо Германа Грефа или взвалить на себя городскую экономику вместо Алексея Кудрина, но решил быть “поближе к людям”. И что в 1994 году курировал проведение в городе на Неве Игр доброй воли.

Что в 96-м, после того как Собчак проиграл губернаторские выборы Владимиру Яковлеву, Мутко — говорят, по собственной инициативе — ушел из Смольного. И не один, а вместе еще кое с кем из той команды. Так, “Деловой Петербург” от 14 июня 1996 г. сообщал: “В отставку подали председатель Комитета по внешним связям Владимир Путин и председатель Комитета по социальным вопросам Виталий Мутко...” Собирался вроде как уйти и председатель юридического комитета мэрии Дмитрий Козак, но его уговорили еще поработать.

Что вскоре после этого Виталий Леонтьевич стал президентом футбольного клуба “Зенит”. А в 2002-м возглавил и РФПЛ.

Что, поработав два года во главе премьер-лиги, уступил пост президенту ЦСКА Евгению Гинеру, а сам стал членом Совета Федерации от Санкт-Петербурга. И главой комиссии по делам молодежи и спорта.

...Приводить полностью стенограмму нашего разговора с Мутко, думаю, смысла не имеет. Все это “скушало” бы много газетного места — да и не столь ценны, наверное, в этом контексте вопросы журналиста. Решил иначе: подать слова Виталия Леонтьевича в форме монолога.



Про предвыборный тур по России...

— Я понял, посетив множество регионов, что у нас существует пропасть между желанием народа и возможностью заниматься футболом. Сделал такие выводы и в Сибири, и на Урале, и на юге... И то, что мы на сегодня имеем такой низкий процент занимающихся футболом, это прежде всего от отсутствия условий. Сегодня, по статистике, в России эта цифра составляет приблизительно 1%. В то время как в Европе — порядка 5—7 процентов... Тех же искусственных полей у нас на всю страну чуть больше 70. А в Норвегии их около 200, много крытых манежей, позволяющих играть круглый год. У нас же в регионах спорт развивается непропорционально: кто-то уделяет внимание футболу, кто-то хоккею... Может, это и правильно, но футбол всегда был и будет спортом номер один.

В Томской области проходит чемпионат — на снегу 250 команд играет. В Екатеринбурге есть искусственный газон, который занят круглые сутки — играют и дети, и взрослые, на нем проводят чемпионаты студенты. Все время до 12 часов ночи расписано буквально по минутам. Но этот газон — единственный. А если манеж построить? Это станет новым импульсом для развития футбола. Не хватает консолидации всех усилий общественности, бизнеса, власти для реализации этой программы.

Случается, что появляются поля в частных пансионатах, гостиницах — в Сочи, например. А рядом — детские спортивные школы, у которых нет возможности заниматься круглый год. И они едут в этот пансионат, платят по 5 тысяч рублей в час за аренду... Вот этим и должен заниматься РФС. Стать эдаким локомотивом, министерством футбола, которое должно вырабатывать единую стратегию, попытаться собрать вокруг себя и политиков, и бизнесменов, и власти, и те же школы.



Про ошибки прежнего руководства РФС...

— Мне кажется, напрасно они хотели быть независимыми ото всех. Даже если 80 процентов людей были недовольны организацией, они продолжали гнуть свою линию. И это выросло в некую конфронтацию... Большой футбол — это огромные деньги. Но даже часть их далеко не всегда доходит до детского, дворового, массового футбола... Впрочем, ситуация начинает меняться. Появились такие программы, как “Хет-трик” — по мини-футбольным полям, “Гол” — по строительству искусственных полей. И необходимо продолжать это начинание.



Про свою программу...

— У меня есть проект, который я назвал “Подарим детям стадионы”. Это целевая федеральная программа, которая должна будет объединить три линии: государство, РФС и крупный бизнес. И это касается не только стадионов, но и подготовки тренерских и судейских кадров, менеджеров... Я уже сейчас четко представляю, как пойдет финансирование, но для этого необходимо, чтобы выполнялось несколько условий. Все программы, которые сейчас претворяются в жизнь или только планируются, должны быть абсолютно прозрачными. Чтоб было понятно, почему мы кладем газон именно здесь... Считаю, что мы должны идти туда, где есть заинтересованность. Где уже есть футбольная школа или любительский клуб. Туда, где муниципалитет занимается развитием спорта. Сейчас все территориальные федерации представили нам свои программы. Мы намерены все это обобщить, выбрать приоритеты.

А затем должны выполняться следующие требования: местные власти или собственник будущего газона обязаны принять долевое финансовое участие хотя бы в нулевом цикле. Собственником может быть кто угодно: детская школа, любительский клуб, региональные общества, профсоюзы. Он-то и возьмет на себя обязательство дальнейшего использования и организации работы на поле. К сожалению, иногда происходит так, что газон уложен, а вокруг решетка, запертая на ключ...

Если говорить о цифрах, то я бы очень хотел, чтобы 10—15 процентов выделял федеральный бюджет. Это создало бы прецедент. Ведь федеральный бюджет — это не просто деньги, а политический документ. Когда прописывается та или иная строчка на что-то, то местные региональные власти видят — шлюз открыт. Бюджет — это как вектор. Если в нем не упоминается та или иная область, то и в регионах на это не выделят ни копейки... Кстати, со следующего года обязательно реализуем программу “Развитие физической культуры и спорта”, в которой будет подпрограмма развития футбола в стране. Мы об этом уже договорились и с Вячеславом Фетисовым, и с руководством Думы, и с Советом федерации, и с Администрацией Президента.

Дальше дело за большим бизнесом. Уже встречались с Абрамовичем, например. Будет еще ряд встреч с крупными бизнесменами. Я хочу предложить им свою программу... Следом идут региональные отделения. На данный момент они не в состоянии принимать участие в финансировании проектов, хотя в перспективе я хотел бы, чтобы и они внесли свою лепту. Сейчас же могут взять на себя организационную часть. Может, даже на первых порах, если некому выступить в роли собственника, им и отдать это поле. В этом случае помимо проведения бесплатных турниров они могут сдавать его в аренду. Тем самым зарабатывая деньги для детского футбола.

Плюс — непосредственно РФС. Сегодня это поля, которые идут по линии УЕФА. Завтра, когда экономика всей страны будет улучшаться, сможем вкладывать большие деньги...

А в итоге создается попечительский совет, в который входят все перечисленные участники. Эту систему можно начать внедрять в жизнь уже сегодня. И это главный пункт моей программы.

Сейчас заканчивается программа развития футбола, которую принимало предыдущее руководство РФС. И необходима новая, рассчитанная хотя бы до 2012 года. Хотелось бы, чтобы это была программа амбициозная. И мы могли бы уже в декабре на плановой конференции ее принять, дать ей статус федеральной, чтобы она получила политическую поддержку. В ней должен учитываться весь спектр вопросов: и развитие материально-технической базы наших сборных, и укрепление региональных и территориальных федераций, и создание стройной системы подготовки и переподготовки кадров, и серьезное информационное обеспечение. Входит в планы и создание футбольного музея...



Про клубы...

— Прежде всего скажу, что начинать надо, конечно же, с детей. Детский и профессиональный футбол ведь тесно взаимосвязаны. В “Зените” мы уделяли этому большое внимание, вот и получили Аршавина, Кержакова, Власова, Лобова, Малафеева, Быстрова... А “Манчестер Юнайтед” вспомните! Наивысших успехов этот клуб достиг, опираясь на собственных воспитанников — Бекхэма, Батта, Скоулза... Наличие доморощенных игроков влияет и на посещаемость, и на результат. Ну как футболист может плохо играть, когда на него пришли посмотреть мама, папа, брат, сестра?..

Футбольные клубы в нашей стране — социальные явления, большинство из них никогда себя не окупит. И без поддержки они не выживут. За последние годы мы потеряли десятки профессиональных клубов. Посмотрите сами: на юге больше нет ни “Черноморца”, ни “Ставрополя”. И на Дальнем Востоке, если так все и будет продолжаться, скоро потеряем футбол. Это огромная проблема.

Социальная значимость футбола в России очень высока. Вот и хочу попытаться изменить его к лучшему. А для этого необходимо сделать его открытым, публичным, вернуть доверие людей к РФС и к игре в целом. Болельщики должны знать: сколько уходит на содержание сборной, на гонорары игроков и тренеров...



Про то, готов ли он работать со своими соперниками...

— Мне сложно об этом говорить, да и называть по именам никого не хочу. Но старую команду возглавляет генеральный директор РФС, который тоже выставил свою кандидатуру — значит, они считают, что у нас в футболе все хорошо и ничего менять не надо. Я владею информацией о том, что у них происходит... Так что считаю, что для решения новых задач нужно приглашать других людей.



Про собственные шансы...

— Тяжело судить, но я много поездил по регионам и везде встречал только одобрение. Я вижу, что людей по всей стране волнуют те же вопросы, что и меня. Это и детский футбол, и взаимоотношения любительских и профессиональных лиг, и материальная база... Деньги надо направлять в регионы. Сборная, конечно, должна быть обеспечена на высшем уровне. В ней должен работать самый квалифицированный тренер, играть лучшие игроки, но не надо забывать, откуда эти футболисты появляются.



Про сборную...

— Никогда не соглашусь с тем, что сборная России сейчас находится на своем месте и имеет те результаты, которых заслуживает.

Есть четыре фактора в футболе, и в сборной в частности: организация, экономика, главный тренер, подбор футболистов. И во всех этих позициях у нас есть резерв.

Посмотрите, у нас ведь ни одного спокойного отборочного цикла не было. То форму не ту завезут, то игроки из клубов не приезжают. Надо это прекратить. Буду делать все, чтобы вернуть сборной уважение болельщиков. Португальцы проиграли грекам в финале чемпионата Европы, но никто не посмел бросить камень в их огород. Они играли блестяще, отдали все на поле. А как играли чехи, испанцы! Разве можно их в чем-то обвинить? Нам нужно, чтобы болельщики так о нас говорили. У нас же — постоянные проблемы с составами, тактикой, игрок что-то не то сказал... Люди видят, что мы все время не тем увлечены.

А для начала надо подобрать тренера, который соответствует стране, нации, болельщикам по духу. И подбору футболистов. И уже имеет за душой результат. Которому не надо будет кому-то что-то доказывать и завоевывать авторитет. В клубе такое допустимо: мы в Питер Петржелу позвали, так ему надо было доказывать свою состоятельность ребятам. А в сборной должен работать тренер, который все это уже имеет. Здесь не место для экспериментов. Здесь должен работать лучший специалист. Такие специалисты есть и в России.



...И про Бекхэма и Аршавина

“Скажите, а на какой позиции действовал Мутко-футболист?” — спрашиваю в завершение беседы. После того как Виталий Леонтьевич сказал, что играл всю жизнь: и по детям, и будучи уже чиновником... “Либо правого полузащитника атакующего плана, либо нападающего, — отвечает. — В интересах команды мог сыграть на любой позиции, но тяготел к правому флангу. Как Бекхэм”.

“Или как Аршавин...” — эксплуатирую питерскую тему. “Ну нет! Что вы... — улыбается. — С Андрюхой я сравниться не могу. С ним только Деку можно рядом поставить. Да и то, после того как “Барселона” крупно проиграла “Челси”, считаю, что Андрей сильнее!”



Тем временем...

• Александр Тукманов провел пресс-конференцию, на которой заявил: “Я считаю свои позиции наиболее прочными по сравнению с другими кандидатами. Потому что я хорошо представляю себе положение дел в отечественном футболе”. Также Тукманов пообещал в случае своего избрания увеличить за ближайшие 4 года бюджет РФС с 650 миллионов до 1 миллиарда рублей, а количество занимающихся футболом в стране с 0,8 до 2,5 процента.

Высказался он и по вопросу руководства сборной России: “Вряд ли стоит муссировать эту тему накануне двух отборочных матчей с Лихтенштейном и Эстонией. Однако я убежден, что руководить нашей сборной должен россиянин”.

• Анзор Кавазашвили принял участие в съемках ток-шоу “Народ хочет знать”, которое выйдет на канале ТВЦ накануне выборов, где еще раз высказал тезис: футболом должны управлять профессионалы, имеющие опыт административной и хозяйственной работы. При этом он готов предложить Мутко пост главы попечительского совета РФС.



ПРО МУТКО...

Анатолий БЫШОВЕЦ, спортивный директор ФК “Хартс” (Шотландия):

— От совместной работы с Виталием Леонтьевичем у меня остались самые добрые воспоминания. Именно он пригласил меня в свое время в “Зенит”. Команда тогда находилась в непростой ситуации: клуб покинула группа ведущих игроков. Но нам совместными усилиями удалось преодолеть кризис. Он умеет работать в сложных ситуациях, обладает незаурядными организаторскими способностями и в состоянии объединить вокруг себя людей. Легко находит общий язык и с болельщиками, и с футболистами. Сказал бы так: с ним можно идти в разведку. Считаю его достойным претендентом на пост главы российского футбола. Продуктивность его работы на новом посту в первую очередь будет зависеть от того, насколько он сможет абстрагироваться от внешних обстоятельств, давления со стороны. Значимую роль сыграет и то, кто войдет в его штаб, какими людьми он будет окружен...

Михаил ТАНИЧ, поэт:

— Лично мне Мутко симпатичен и как человек, и как функционер. Именно его считаю претендентом номер один на пост главы РФС. По крайней мере я бы проголосовал за него. Мутко своей работой в “Зените” доказал, что способен добиваться результата: питерский клуб (наряду с “Локомотивом” и ЦСКА) входит в число трех сильнейших и стабильнейших в России... Что касается Колоскова, то у меня против него ничего нет — дорогу мне он не переходил. Он был замечательным руководителем, и его заместитель Тукманов тоже замечательный, но вот только футбол при них замечательным не был. Слишком давно сборная не добивалась успеха. Избрать Тукманова — значит, оставить все как есть, смириться с тем, что изменений не будет... Поднять российский футбол на былую высоту непросто. И сможет ли это сделать Мутко, покажет только время.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру