Связь без брака

Экспертиза доказывает: телефоны ломаются по вине производителей

26 марта 2005 в 00:00, просмотров: 291

Cчитается, что чем больше у телефона наворотов, тем хуже он работает. Однако специалист Центрального института экспертизы стандартизации и сертификации Евгений ДОЛЖАНСКИЙ с этим категорически не согласен. Телефон, который позволяет “летать” в Интернете, оснащенный к тому же камерой и радио, тоже может быть качественным. Правда, если он от известного производителя и стоит не меньше $300.


Бес проводов

Начиная с прошлого года армия владельцев сотовых телефонов стала каждый месяц прирастать примерно на 6%. Если в декабре 2004 г. она исчислялась 70 млн. абонентов, то в феврале 2005 г. в России зарегистрировалось уже более 80 млн. пользователей мобильной связи. И это не предел. По расчетам специалистов, к концу года число абонентов вырастет до 119 млн.

Правда, не все столь оптимистичны. По данным аналитического центра Юрия Левады, на самом деле мобильные телефоны имеют лишь 32% взрослого населения. Просто владельцы, во-первых, часто меняют аппараты: на рынке появилось столько новых моделей с различными функциями, что у людей начался прямо-таки телефонный зуд. А во-вторых, среди телефонов много брака.


Лидеры по браку

Львиная доля экспертиз свидетельствует: чаще всего в браке виноват производитель. Больше всего нареканий вызывает плохое программное обеспечение. Попросту говоря, аппараты “глючат”. На втором месте — аккумулятор. При полном заряде он обеспечивает связь на гораздо меньшее количество часов, чем гарантирует паспорт изделия. Третий телефонный враг — влажность. В мастерских утверждают: виноват хозяин — намочил аппарат в ванной. Однако зачастую влага появляется из-за так называемой росы, которая “выпадает” при резкой смене температуры. Скажем, занесли телефон с мороза в теплый дом — и все, влага обеспечена. Особенно из-за нее страдают телефоны со съемными панелями.


Зубы на замке

Обычно телефон начинает “бастовать” еще до истечения гарантийного срока. А это гарантированные хождения по мукам. Человек бежит к продавцу, тот посылает его в сервисный центр. Но через месяц-другой после ремонта аппарат вновь “вспоминает” о своих прежних дефектах. По закону “О защите прав потребителей” покупатель может потребовать замены товара или возврата денег. Не тут-то было! Сервисные центры, будто сговорившись, о причине поломки умалчивают. Так что сегодня заключение можно получить только в центре экспертизы. И уже с этим документом идти в суд. Правда, за такую “проверку” надо платить от 1 до 3 тыс. руб. в зависимости от цены изделия. Адвокат тоже стоит денег. Да и суд, даже при удачном стечении обстоятельств, затянется минимум на три месяца. Поэтому, если не хотите остаться с носом, покупайте товар правильно (см. инструкцию для “чайников”).


Вымирающий класс

Стационарных телефонов в России гораздо меньше, чем мобильных. На 100 семей приходится лишь 60 штук. При этом 70% их владельцев проживают в городах и только 30% — на селе. И даже в городах очередь желающих обзавестись домашним телефоном растянулась на годы. Отсюда, кстати, “растут ноги” всевозможных коммерческих фирм, которые за баснословные деньги (в Москве — за $2—3 тыс.) готовы в считанные дни провести вам связь. Но зачем за такие деньги устанавливать домашний телефон, если говорить по нему приходится в лучшем случае в выходные? Вот люди и предпочитают сотовую связь.

Причем такая тенденция наблюдается и в Великобритании, Германии, США и Южной Корее. В этих странах около 45 миллионов человек не пользуются стационарным телефоном, предпочитая исключительно мобильный. А пользователи домашнего аппарата сказали, что, сменив место жительства, не будут устанавливать обычный телефон — предпочтут сотовую связь.

Вот на этом фоне и вынуждены производители стационарных телефонов изощряться: придумывать новые необычные формы и усложнять функции традиционных аппаратов.


Пиратам в кайф

Домашние телефоны можно разделить на два типа. Первый — классический — аппараты, у которых трубку с базой соединяет шнур. Самый надежный — с крутящимся диском. Увы,сейчас все аппараты кнопочные. Самый большой плюс таких телефонов — цена (не больше 1 тыс. руб.). Все, что дороже, — уже с “наворотами”: экран, который фиксирует набранный номер и время разговора, автоматический определитель номера (АОН). Но даже такие обычно не “тянут” больше, чем на 3 тыс. руб.

Ко второму типу относятся дорогие (от 4 тыс. руб.) радиотелефоны. База соединяется с кабелем так же, как у классических телефонов, а трубку можно носить по всей квартире. Но у радиотелефонов один существенный недостаток: если трубка подолгу лежит вне базы, вашим номером могут воспользоваться пираты. Поэтому сразу после разговора кладите трубку на базу и переключайте диапазон частот. И еще. Не обольщайтесь дальностью приема. Радиотелефон работает на аккумуляторе, и пока вы с трубкой будете удаляться от домашней базы телефона на 50 км, батарейка “сдохнет”.


ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ “ЧАЙНИКОВ”

Правило первое. Обратите внимание: этикетка с буквами “ССС” наклеивается на панель, на которую крепится аккумулятор. Рядом с наклейкой указывается серийный номер телефона. Он обязательно должен соответствовать тому, который указан в паспорте. Если наклейки нет, а номер аппарата не совпадает с паспортным — телефон “серый”. Ремонтировать его придется за свои деньги.

Если телефон куплен в магазине, но сломался до истечения гарантийного срока, юрист Московского общества защиты потребителей Антон НЕДЗВЕЦКИЙ советует сразу написать на имя продавца заявление с требованием установить причину поломки на основании п. 5 ст. 18 закона “О защите прав потребителей”. Продавец отправит в ремонт аппарат и за свой счет проведет экспертизу. Иначе сервисный центр откажется ее проводить.

Правило второе. Когда сдаете телефон в ремонт, добейтесь, чтобы в квитанции о приемке описали внешний вид аппарата, есть ли царапины на дисплее и корпусе. Помните: на время “разлуки” вам должны бесплатно выдать другой телефон (ст. 20 закона “О защите прав потребителей”).

Правило третье. Сохраните квитанцию и экспертное заключение. В случае повторной поломки из-за заводского дефекта потребитель вправе потребовать либо новый телефон, либо возврат денег. Однако вам придется доказать, что причина поломки одна и та же.

Если вы не прислушались к этим советам, вам, как Илье Муромцу, придется выбирать одну из трех возможных дорог. Первый путь — вновь и вновь ремонтировать аппарат. В этом случае время, потраченное на ремонт, добавляется к гарантийному сроку. Второй — избавиться от телефона, продав его фирме, скупающей “бэушные” аппараты. Третий — пойти в центр экспертизы. И, получив заключение за деньги, обратиться в суд.

• C 1 июня 2003 г. вступили в силу Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН), которые касаются сотовой и спутниковой связи. Они требуют обязательной гигиенической сертификации аппаратов. Кроме технической экспертизы телефон должен пройти проверку на безопасность для человека. Требуйте от продавца сертификат соответствия. Именно в нем отражены характеристики безопасности телефона.


Вид сзади

Изобретателем телефона считается шотландец Александер Грейам Белл. Не инженер и не физик — просто человек, который хорошо слышал звуки: в молодости он был помощником учителя музыки. Позднее “переквалифицировался” в профессора физиологии органов речи Бостонского университета. Там, в США, в конце XIX века он и изобрел телефон.

Официальная легенда такова: Белл влюбился в глухую девушку и хотел ее вылечить. Для этого изобретатель начал ставить опыты с аппаратом, в котором мембрана передавала колебания звуков на иглу. Было это в 1873 году. Затем задача усложнилась. Он начал создавать музыкальный телеграф, с помощью которого можно было бы одновременно передавать семь текстов, по числу нот.

Однажды в сконструированном устройстве чуткое ухо Белла уловило еле слышимое дребезжание. Это происходило от того, что замыкалась и размыкалась электрическая цепь. Через несколько дней “родился” первый аппарат — небольшая мембрана из барабанной кожи с сигнальным рожком для усиления звука. Он-то и стал родоначальником всех телефонных аппаратов.





Партнеры