Победа не приходит одна

Эстонским ветеранам Советской армии сейчас грозят тюрьмой и проклятиями

“Победа над нацистской Германией не принесла эстонскому народу независимости” — так обосновал свой отказ приехать в Москву 9 Мая президент Эстонии Арнольд Рюйтель, получивший приглашение лично от Путина.

Переживем. Главное, что приедут простые фронтовики-эстонцы. Те, кто встал на пути фашистских полчищ, кто принес мир всем народам. Они знают: нынешние эстонские власти эту поездку им не простят. Но они приедут. И пройдут по Красной площади с гордо поднятой головой. По нынешним временам это тоже своего рода подвиг.

“МК” отыскал двух воевавших на стороне Красной Армии эстонцев — Арнольда Мери и Карла Вельца, — которые примут участие в Параде Победы.

“Уже два года меня травят эстонские спецслужбы”

Судьба Арнольда Мери столь необычна, что о нем можно писать сагу. Сын эстонца и обрусевшей немки (долгое время она жила в Ленинграде) родился и вырос в Таллине. Прошел всю войну. Сначала попал в 22-й территориальный корпус Красной Армии, в который была преобразована Эстонская буржуазная армия. В 1941-м воевал на подступах к Ленинграду. В одном из боев у города Дно Псковской области фашисты прорвали фронт. Мери организовал оборону штаба корпуса, приняв на себя командование. Тяжелораненый (осколки попали в руки, ноги, задели легкое), он не покинул поля боя. И стал первым эстонцем, получившим звание Героя СССР. За участие в боях под Великими Луками награжден орденом Красной Звезды, за освобождение Эстонии — орденом Великой Отечественной войны второй степени, за организацию партизанского движения Эстонии — еще одним орденом Красной Звезды.

Сразу после войны Арнольда назначили первым секретарем ЦК комсомола Эстонии. В 1949 году отправили в высшую партийную школу в Москву на учебу. А потом в судьбе орденоносца наступил неожиданный поворот.

— Весной 1949 года я по комсомольской линии был отправлен на остров Хийумаа, чтобы контролировать процесс отправки эстонцев, обвиненных в связях с нацистами, в ссылку в Сибирь, — вспоминает вдруг дрогнувшим голосом 86-летний Мери. — Я должен был проверять списки подлежащих депортации и попытаться не допустить злоупотреблений. Но из-за противодействия органов контрразведки списки мне тогда получить не удалось, и я снял с себя ответственность за проведение операции.

Мери просто хотел, чтобы все было по закону, чтобы никто из депортируемых не пострадал. И попросил власти вмешаться. В итоге его самого обвинили в пособничестве гитлеровцам, исключили из партии, лишили всех боевых наград и звания Героя.

— Это были самые тяжелые годы. Каждую минуту я чувствовал, что за мной могут прийти. Тогда я решил уехать из Эстонии подальше, — говорит Арнольд.

Так он оказался в Горно-Алтайске. И почти десять лет пробыл здесь в добровольном заточении. А потом был XX съезд партии. Мери реабилитировали, возвратили геройское звание. Вскоре он занял пост первого заместителя министра просвещения Эстонии, и долгое время Арнольд был председателем эстонского общества дружбы с зарубежными странами. Но два года назад все опять изменилось. Мери начали травить эстонские спецслужбы. Теперь его обвиняют в... геноциде эстонского народа. За что? Да все за ту же депортацию с острова Хийумаа.

— На самом деле он и участия-то никакого в ее организации не принимал, — говорит председатель таллинской организации Республиканского союза ветеранских организаций Павел Коробков. — Наоборот, пытался вмешаться в операцию по депортации и помочь людям. Зная это, сами эстонцы сегодня встают на защиту Мери. А охранная полиция просто хочет спровоцировать скандал.

Мери преследуют и травят. А он не сдается. Иногда ему снится парад на Красной площади, на котором он так хочет побывать. Даже несмотря на то, что это вряд ли понравится нынешней эстонской охранке и резко увеличатся его шансы угодить за решетку.

Незаконченная война

88-летний Карл Вельц годы войны вспоминать не любит. Слишком много было крови и горя, слишком много потеряно друзей и соратников. Почти всю войну он был шофером. Награжден орденом Великой Отечественной войны II степени и двумя медалями — за освобождение Пскова и Риги. Да и сегодня война для него не закончилась. Как заместитель председателя Республиканского союза ветеранов он борется за то, чтобы с эстонских кладбищ не “выселяли” павших русских солдат, пытается спасти ветеранов-чекистов.

— Эстония, на мой взгляд, сегодня единственная республика, где на уровне правительства поддерживается неонацизм, — говорит Вельц. — За последние годы открыто несколько памятников эстонцам, воевавшим на стороне гитлеровцев. Перевезено из Германии и торжественно, со всеми почестями, захоронено тело командира 20-й дивизии Ваффен СС Альфонса Ребане. Теперь он считается героем, который боролся за освобождение Эстонии от советских оккупантов. А памятники солдатам Красной Армии оскверняют.

Ветераны признаются, что не рискуют пройти по улицам Таллина в парадном кителе, с медалями и орденами.

— Для ветеранов СС организуют военно-спортивные игры, — с горечью продолжает Карл. — А нам к 60-летию Победы не дали даже помещения для проведения торжественных мероприятий. Доплату к пенсии назначили одинаковую с эсэсовцами. А в общей сложности они получают сегодня больше, чем мы. Путевки, инвалидные коляски, выплаты к 9 Мая мы получаем только из Москвы. И только приехав туда, мы можем по-настоящему отпраздновать День Победы. Жаль, что не все эстонские ветераны это могут сделать: многим уже за 90. Большинство с трудом передвигаются. На сегодняшний день их (как русских, так и эстонцев) в стране осталось меньше 8 тысяч человек.

* * *

На Парад Победы в Москву из Эстонии приедут лишь пятеро. Двое эстонцев и трое русских — Владимир Метелица, Давид Слонимский и Григорий Белозеров. В Москве им уже сшили костюмы для парада. С 6 по 10 мая они будут жить в одном из подмосковных санаториев. Проживание, питание, проезд — все за счет российской казны.

Если Арнольд Мери еще только будет отмечать День Победы на Красной площади, то его двоюродный брат, бывший первый президент Эстонии Леннарт Мери, уже отпраздновал 60-летие боев в Эстонии вместе... с ветеранами вермахта. За все время нашего разговора Арнольд ни разу не вспомнил о брате. Зато неоднократно повторял, что дети и внуки, которые будут его провожать в Москву, русских оккупантами не считают. И по-настоящему гордятся дедом, который пройдет на параде плечом к плечу с боевыми соратниками.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру