Монетизация человеческих чувств?

Капитализм в России дикий. Почему? Об этом — книга Юрия Лужкова

1 апреля 2005 в 00:00, просмотров: 176

В свое время, когда мы хотели как-то объяснить нечто безнравственное, постыдное, случавшееся “кое-где у нас порой” в нашем самом передовом в мире социалистическом обществе, мы прибегали к убедительному доводу, состоящему из двух слов: “пережитки капитализма”. Это все объясняло и как бы оправдывало.

Нынче, когда снова “кое-где у нас порой” происходит нечто безнравственное, постыдное, мы говорим: “совковые пережитки”.

Но как не все “пережитки капитализма” были плохими, так и кое-какие пережитки “от совка” кажутся нам сегодня совсем даже и ничего. И дело тут не в ностальгических чувствах. Дело во вполне конкретных реалиях.

В таких “совковых пережитках” оказались в последнее время льготы, пришедшие к нам из нашего не очень далекого прошлого.

“Но мы же их не отбираем, мы их мо-не-ти-зи-ру-ем! — вдалбливают нам авторы закона №122. — Это же принято во всех цивилизованных капиталистических странах! А мы, как известно, строим капитализм, развиваем его”.

Но народ, по разным причинам чой-то все еще не одетый во фрак, никак не может взять в толк такую простую и всем на земле понятную истину. Почему?

Этой проблеме посвящена только что вышедшая в свет новая книга мэра Москвы Ю.М.Лужкова. Она называется точно так, как называлась вышедшая сто лет назад основополагающая работа В.И.Ульянова—Ленина — “Развитiе капитализма въ Россiи”. Даже орфография того времени в названии соблюдена. Только добавлены для пояснения две фразы (в орфографии нынешней): “100 лет спустя” и “Спор с правительством о социальной политике”.

Оно и понятно: Россия-матушка по второму разу принялась за развитие своего капитализма. Сто лет назад его создавали на развалинах феодализма. Нынче — на развалинах социализма.

Причем в обоих случаях не слишком удачно. А точнее — совсем неудачно. И тогда, в 1905-м, верхи не могли, а низы не хотели. А сто лет спустя — та же картина.

В начале прошлого века опросы общественного мнения не проводились. Но мы можем судить об отношении российского народа к развитию капитализма в России по революции 1905 года.

Нынешнее отношение населения России к экономическому курсу Правительства РФ установлено сугубо научно: им (курсом) не удовлетворены 75% (!) россиян. Довольно мрачная цифра. Ее приводит автор книги.

К сожалению, верхи в 1905 году не сделали выводов из первой русской революции и дождались еще двух. И нынешние верхи, кажется, не спешат сделать что-то, чтобы изменить ситуацию. Более того, они усугубляют ее. Свидетельство тому — эта самая монетизация льгот.

Можно было бы вдоволь потешиться над таким положением вещей. Но ситуация слишком серьезная, чтобы шутить шутки.

Усилия нынешних российских верхов построить в стране дремучий капитализм по образцам и лекалам конца ХIХ века прокладывают дорогу к новым возможным потрясениям, может быть, схожим с потрясениями 1917 года. Это утверждает Ю.М.Лужков, и с ним нельзя не согласиться.

Известные слова поэта “Мы живем, под собою не чуя страны”, написанные совсем в другое время, удивительным образом соотносятся со временем нынешним. Я не имею в виду ситуацию в стране — я имею в виду отсутствие чутья у власти к тем горестям, нуждам, надеждам и стремлениям, которыми живет народ.

Можно как угодно относиться к образу жизни, который избрали другие страны. Но мне не кажется, что народ России когда-нибудь согласится полностью монетизировать человеческие чувства, семейные отношения, такие святые понятия, как любовь, благодарность.

И книга Лужкова убеждает в этом.

Несмотря на “научно-экономическое” название книги, она, на мой взгляд, адресована всем и будет интересна всем.

Люди, бывающие время от времени в нашей столице, поражаются темпам ее развития к лучшему. Иностранцы называют Москву самым динамичным городом мира. А Лужкова — лучшим мэром на планете.

Мне кажется, что в основе этого успеха лежат не только организационные и хозяйственные способности нашего ЮМЛ. Но, может быть, прежде всего — его желание строить не только Москву, но строить, создавать, развивать в ней еще человеческие отношения между людьми.

Это непростая вещь — знать психологию жителей своего города, понимать психологию всего многонационального народа, населяющего нашу страну.

Я хочу привести цитату из книги, которая мне кажется определяющей для понимания позиции мэра Москвы. Речь идет о льготах ветеранам войны.

“Здесь дело не в экономике и не в подсчете достаточности или недостаточности компенсаций, а в самосознании общества и долге памяти. Почести воинам в принципе не могут подлежать пересмотру и не имеют денежного эквивалента.

Более того, они служат еще одной важной цели... Это еще и постоянное каждодневное напоминание обществу, молодежи в том числе о нашей истории... О том, что такое подвиг и честь. О том, что свято для страны и на каких принципах основано государство.

Важность такой воспитательной функции, превращающей нас в единый народ и сохраняющей “связь времен” в обществе, невозможно ни оценить, ни тем более переоценить. И отменить нельзя”.

Очень простое рассуждение. Кто не понимает этого, тот “под собою не чует страны”. Книга мэра Москвы помогает тому, чтобы это чутье проснулось.

Нам не удалось построить социализм, о котором мечтали люди. Сейчас перед нами стоит другая проблема: построить капитализм с человеческим лицом. Пока что — не получается. Пока что он у нас — дикий. Почему? Об этом — книга Юрия Лужкова.




Партнеры