Лягушонка в коробчонке

По МКАДу едет на пикник

— Тпру! — кричит кучер Алексей. — Приехали! Остановка у памятника Маяковскому! — Его голос тает в гудках автомашин.

Наша прогулочная карета “Гласс Ландо” образца XIX века, на зависть столичной суете, плывет по Садовому кольцу. Рокот машин заглушает размеренное цоканье лошадиных копыт. Боюсь лишний раз высунуться из коляски, помахать белым платочком: выхлопные газы бьют в нос, напоминая, что на дворе век скоростей. Но мода прокатиться в экипаже, как известно, требует жертв.


— Зачем москвичу карета? Куда на ней поедешь?! — задавалась я вопросами, отправляясь в единственный в России салон карет.

Захожу — и глазам своим не верю. Экипажей столько, что боюсь заблудиться. Гордо и величественно возвышаются кареты люкс-класса, в которых монархи совершали парадные выезды и приезжали на балы. Они полностью деревянные, включая колеса и спицы; выполнены по чертежам двухсотлетней давности. Среди них как классические кареты — точные исторические копии, так и современные дизайнерские находки.

Дальше — кареты для загородных прогулок, романтических свиданий. Из всех выделяется огромный шар, напоминающий Золушкину тыкву — карета для свадеб и венчаний. Экипажи и не думают заканчиваться: железные повозки в стиле хай-тек для конных соревнований сменяются каретами для хобби. Все это — не экспонаты далекой старины, пылящиеся в каретном сарае. Оказывается, столь экзотическим видом транспорта передвигаются и в наше время.

— Охотничья карета, например, заказывается для отдыха на природе и пикников, — рассказывает Татьяна Киселева, сотрудник салона. — К ней приделан элегантный плетеный сундучок, в который складывают дичь или еду. Карета сделана по чертежам XIX века. Только колеса у нее модерновые, приспособленные для подмосковного бездорожья: пневматические, с дисковым гидравлическим тормозом.

— Представляю: на МКАДе стоит повозка, а в ней — мужик с ружьем!

— К месту охоты карету доставляет эвакуатор, — объясняет Татьяна. — Смотрится настолько зрелищно, что водители сигналят, а прохожие останавливаются и машут руками.

— Находятся желающие пострелять из экипажа?

— Ни с чем не сравнимое впечатление от охоты, когда перед каретой бегут борзые, — поясняет Татьяна. — Есть охотники, которым не столько важны трофеи, сколько сам процесс. Они просто хотят с шиком проехаться в Завидово...

Забираюсь в открытый экипаж “Спайдер”, как раз предназначенный для прогулок дам с кучером. Подножка высоковата — не хватает сильной джентльменской руки. Куда же задевался зонтик — непременный аксессуар для прогулки барышни в таком экипаже? Восседая на мягком просторном сиденье с изящными подлокотниками, опасаюсь, что больше не смогу ездить в метро...

Рядом стоит повозка “ПикникВаген”, напоминающая вагончик. В ней — восемь окошек с прозрачным тентом на случай дождя. В наше время в ней выезжают большими компаниями потусоваться на природе.

А вот и элегантная карета всех влюбленных “Визави”: голубки в салоне сидят друг напротив друга. Верх наглухо закрыт. Арендовав экипаж, можно незамеченным колесить по просторам парков-усадеб, которых предостаточно в столице и Подмосковье.

— В последнее время кареты не только арендуют, но и покупают для личного пользования на подмосковные виллы, — рассказывает Татьяна. — Экипаж — дорогое удовольствие: стоит как импортный автомобиль бизнес-класса. Кроме того, нужно содержать лошадей и кучера.

Кстати, если просторы усадьбы не позволяют раскатывать по-королевски, не беда. Некоторые ставят карету перед домой для украшения. Экипаж вполне заменяет беседку.

Сергей Львов, хозяин салона, заболел каретами несколько лет назад, когда узнал от своего отца, что, оказывается, его прапрапрадед был владельцем каретной мануфактуры с 1886 года. Архив прародителя, с чертежами и секретами мастерства, увы, не сохранился. Львов-младший перелопатил сотню исторических книг и мемуаров, западные атласы, посвященные истории экипажей. Сегодня в России кареты не производят — после революции традиции канули в Лету. Поэтому их изготавливают на мануфактурах в Германии и Польше. Западные ремесленники сохранили технологию и все продумывают до мелочей, например, свечи в хрустальных лампах, которые во время движения поднимаются на специальных пружинах по мере сгорания в них воска.

Оказывается, есть и траурные экипажи. Одна из столичных ритуальных контор решила приобрести похоронную карету “Караван” — с роскошным стеклянным катафалком, украшенным вензелями. Но пока уйти красиво в последний путь желающих не нашлось.

В самом конце каретного ряда стоят совсем низкие повозки. Батюшки, да это же сани! Самые роскошные — “Монарх”, в барочном стиле, — украшены вензелями. Колокольчики, свисающие словно грозди винограда, поют на разные голоса. Звон от таких саней разносится ветром на несколько километров, когда сибирские и чукотские олигархи несутся с гор.

— Конечно же, собственная карета — роскошь, а не средство передвижения, — говорят сотрудники салона. — Экзотика, доступная не многим. Красивый, элитный отдых. Но если каретами однажды заболел, то это уже на всю жизнь.

Чаще всего кареты арендуют на свадьбы и семейные торжества. Как ни странно, звезд и деятелей шоу-бизнеса среди клиентов мало. На памяти сотрудников салона только Алену Свиридову в день ее рождения супруг возил в карете по всей Москве.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру