Детская неожиданность

Борис Грачевский: “У нас все бесплатно”

4 апреля 2005 в 00:00, просмотров: 817

Вчера “мальчишки и девчонки” из киножурнала “Ералаш” справили один на всех тридцатник.

Отец-командир “Ералаша” Борис Грачевский — идеальный его “клиент”. Любитель шуток, розыгрышей, к тому же в детстве был заядлым двоечником. И во ВГИКе он себя проявил — 23 года проучился, перещеголяв даже легендарного оператора Павла Лебешева, застрявшего там только лет на десять. Шутить Борис Юрьевич начал с самого детства. А когда вырос, иные сцены из своей жизни разыграл на экране. Например, сюжет о том, как мальчики, стоя у двери электрички, шипели, изображая закрывающиеся двери, вполне автобиографичен.


Накануне юбилея Борис Грачевский дал интервью “МК”:

— Раньше знаменитую песенку к “Ералашу” пела Елена Камбурова, но вы ее заменили. Отходите от традиций?

— Нет. Заставка же остается прежней, мы ее только немного “освежаем”: мультяшные дети современно одеты, причесаны... Рисует их все тридцать лет наш замечательный художник Юрий Смирнов. Причем сам придумывает мини-сюжеты к каждой истории. Начинал по старинке, потом освоил компьютерные технологии.

А музыка состарилась, пленка подпортилась, да и Камбурова уже не может петь так “высоко”, как ребенок. Поэтому мы пригласили детскую группу “Непоседы”. Кстати, в то время в ней еще пел Сережа Лазарев, будущий вокалист группы “Smash”. Мы с ним по-новому записали песню, а я лично просвистел. (Насвистывает заставку.)

— Да, знаменитые позывные Алексея Рыбникова остались прежними. Как вообще появилась эта музыка?

— Сначала Александр Хмелик придумал стихи “Девчонки и мальчишки, а также их родители...” Мы их отнесли к музыкальному редактору студии Горького. Он утвердил текст. И мы объявили конкурс на лучшую музыку. Самую яркую идею предложил Владимир Шаинский. Но он повыкидывал наши стихи, оставив всего пару строчек. Нам, естественно, не понравилось. И тут возник Рыбников со своей песенкой. Он тогда сочинял музыку к фильму “Буратино”. И если прислушаться, можно почувствовать, как эти мелодии перекликаются. “Скажите, как его зовут: Бу-ра-ти-но...” (Поет).

— Говорят, идею “Ералаша” предложила Алла Сурикова...

— Алла Ильинична сказала: “Раз есть “Фитиль” для взрослых, давайте сделаем для детей “Фитилек”. Идею поддержали, а все остальное уже сделали я и Хмелик. Потом, правда, она сняла пару сюжетов. Один — “Ну кто же так рисует”. Мальчик рисует собачку, но все хотят ему помочь, и у него получается... крокодил. Второй — “Врешь ты все”, где мальчик хвастает, что его остановил медведь, и он его угостил жвачкой. Вдруг появляется настоящий медведь...

— Борис Юрьевич, а вам самому никогда не хотелось сыграть?

— Я же очень стеснительный! Когда у нас была самая первая история про Пушкина, предлагали роль Александра Сергеевича. Я же такой курчавый, лохматый и тогда действительно был похож на поэта... Вообще-то я и сейчас как Пушкин. (Ерошит волосы, поворачивается ко мне профилем.) Как-то мой друг композитор Марк Минков сказал, что теперь я как Пушкин, в которого промахнулся Дантес... А вообще мой дебют в кино состоялся в сказке Александра Роу “Варвара Краса — длинная коса”. Помните грозящий во весь экран палец? Он появляется под фразу “Должок!” Так вот — это мой палец! Узнали?

— У кинематографистов есть традиция перед началом съемки разбивать тарелку. А у вас?

— (Смеется). От битья отказались. И посуды не напасешься, и сами будем по горло в этих черепках, как падишах в мультике про “Золотую антилопу”. Хотя нет... разбили тарелку один раз, когда снимали самый первый сюжет. Еще есть традиция под названием “шапка”: когда вся съемочная группа пускает по кругу шапку, кто сколько денег сможет положить и... Ее тоже пришлось отменить — мы бы так тридцать лет не протянули, спились бы все. Мы же работаем в стахановском темпе: 12 выпусков в год.

— С какого возраста ваши актеры уходят на “пенсию”?

— С 14 лет, иногда оставляем до 15. Есть у нас и суперзвезды — сильная команда артистов, — их тянем из последних сил, чтобы они подольше выглядели маленькими.

— Вы всегда снимаете в настоящих школах?

— Когда как. Иной раз полшколы сбежится посмотреть на Максима Галкина или Геннадия Хазанова. Бывает, в квартирах снимаем. Как-то придумали историю, как дети на дне рождения стали едой кидаться. Никто свою квартиру под разгром, конечно, не отдал. Пришлось снимать в павильоне. Грязь там была жуткая, и вонь долго стояла.

— Откуда берутся истории?

— Мы открыты для всех. Какая разница, кто написал: мальчик, девочка или взрослая тетка? Я в день историй по десять читаю. Тяжело, конечно, но я привык. Что-то оставляем как есть, что-то немного изменяем. Вот, например, был у нас такой сюжет. К мальчику приходит фея. Он: “Меня завтра по алгебре спросят. Помоги!” Она: “Давай сделаем, чтобы училка забеременела и ушла в декрет”. Сидели мы с режиссером, думали. Я решил, что фея — скучно: уже столько историй про них было. И предложил вместо нее “новых русских бабок”. Чтобы не повторяться с эстрадой, решил уменьшить их до размера стакана. Получилось смешно.

— Вы знаете, что аферисты пользуются брендом “Ералаша”?

— Это проявление популярности нашего детища и любви к нему, хотя и очень своеобразное. Детей обманывать — большое свинство. Преступники обычно просят оплатить фото- и видеопробы и т.д. У нас — все бесплатно.

— Вы сами продолжаете всех вокруг разыгрывать?

— Да, я до сих пор люблю, покупая билет на самолет, попросить нижнюю полочку. А как-то знакомый швейцарец привез мне огромный кулек крупных лесных орехов, я расколол, а там — презерватив. Я потом долго этими орехами угощал друзей.

— На съемках часто смеетесь?

— Юмор — трудная задача, и поэтому мы все ужасные зануды. (Делает страшное лицо.)

ОНИ ИГРАЛИ В “ЕРАЛАШЕ”

Елена Санаева

Роль: учительница химии.

Сюжет: школьники пытаются задобрить учительницу комплиментами, чтобы она не проводила контрольную работу. Но она все равно ее устроила, только на другую тему: “Сегодня такой хороший осенний день! Карбиды — это скучно! Давайте поговорим о формальдегидах!”

— В школе я училась хорошо, и по химии у меня стояла твердая “четверка”. Нашим классным руководителем была химичка, поэтому волей-неволей приходилось стараться. Думаю, если бы она меня видела в этой роли, осталась бы довольна!

А на съемках меня удивило, что семиклассников играли пятиклассники. Как мне объяснили, с учетом акселерации: настоящие семиклассники смотрелись бы слишком взрослыми.


Вера Васильева

Роль: бабушка.

Сюжет: маленький мальчик мечтает познакомиться с девочкой, но стесняется. Тогда бабушка с дедушкой дают ему зонтик и уверяют, что тот ему поможет начать с ней разговор.

— Приглашение сниматься в “Ералаше” меня очень удивило. Ничего подобного я еще не играла. Партнером в роли дедушки был мой любимый актер Владимир Зельдин. Да и сам сюжет оказался не очень типичным для “Ералаша”. “Бабушкин зонтик” — история о доброте, очень милый и наивный. Я знаю, многие известные артисты с удовольствием снимаются в “Ералаше” и готовы на любую роль. Я бы так не смогла. Думаю, никогда не соглашусь играть какую-нибудь злобную училку. Мне это совсем не близко: я хорошо училась в школе, и конфликтов у меня никогда не было.


Людмила Иванова

Роль: мать

Сюжет: учительница приходит домой к ученику, чтобы пожаловаться на его подхалимство. А его отец начинает перед ней лебезить и сыпать комплиментами, но мать всех обличает.

— Я очень люблю “Ералаш”, я там сыграла в двух сюжетах. Второй — мой самый любимый, в нем я играю учительницу. Мальчик говорит учительнице, что ему жалко с ней расставаться. А она ему отвечает: “Не переживай, я тебя на второй год оставила”. Я вообще люблю короткие истории — они самые искрометные!

Сама я школу закончила с золотой медалью и без единого замечания. Зато мой сын — большой любитель пошалить. Когда учился в школе, шутил покруче “Ералаша”. Однажды, когда его с другом заставили мыть полы в школе, учительница оказалась не очень довольна и поставила за это “четыре”. Тогда он собрал по всей школе мел, растворил его в воде и этим раствором вымыл пол. Сначала никто ничего не заподозрил. Порадовались чистому полу. Зато на следующее утро вся школа была в следах!






    Партнеры