Камасутра для ораторов

В Думе этого созыва депутаты говорили о культуре 21 раз

5 апреля 2005 в 00:00, просмотров: 597

Только затух раздутый депутатами скандал вокруг оперы в Большом, так они давай драться прямо в зале заседаний. В этом же зале и матом ругаются. Вот в прошлом мае была перебранка — правда, с отключенными микрофонами. Что ж там в Думе происходит с культурой? Картина пестрая. Вывод общий: какими бы утонченными натурами ни были отдельные депутаты, общая ситуация в нашей политике располагает к тому, чтобы “очкастым интеллигентам” оставалось все меньше места в структурах власти...

ОСТАНОВИТЕ ЧЕБУРАШКУ

В Думе этого созыва депутаты говорили о культуре 21 раз. Дурной пример заразителен: ведь любой забытый Богом и людьми депутат становится знаменитостью и удостаивается показа по ТВ и упоминания в прессе, стоит ему заявить о намерении покуситься на свободу творчества.

Повод для возмущения депутатам чаще дают не газеты, а ТВ. Особенно велика сила воздействия на неокрепшие депутатские души передачи “Момент истины”: она “заводит” их с пол-оборота. Оттуда “единоросс” Сергей Неверов, никогда в жизни не читавший Владимира Сорокина, вдруг узнал, что опера на его либретто на сцене Большого театра — недопустимое безобразие. Оттуда коммунист Михаил Заполев узнал, что в магазинах Москвы продают “книги массового тиража, в которых даются рекомендации по сексу человека с животными, с человеческими трупами и (обратите внимание!) с однополыми людьми”, и стал требовать наведения “морально-нравственного порядка” в книжной торговле.

Поскольку окна кабинета вице-спикера Сергея Бабурина (“Родина”) выходят на площадку, оставшуюся после сноса гостиницы “Москва”, ему хочется и дальше любоваться открывшейся перспективой на Кремль, а потому он предложил коллегам запросить у правительств России и Москвы, “насколько реально сохранить это первозданное место и не строить больше ничего на месте снесенного памятника истории”...

Особенно активно бьются за культуру члены ЛДПР. Алексей Митрофанов прошлым летом требовал введения “культурных санкций” против Латвии: в знак протеста против притеснения русскоязычного населения этой республики он предлагал перенести фестиваль эстрадной песни в Юрмале куда-нибудь в Питер, Сочи, Геленджик или... Сибирь. А Сергей Иванов из той же фракции был обеспокоен тем, как Россия выступит на конкурсе “Евровидение”: “Может быть, опять какая-нибудь блатная девочка без голоса, без чувства ритма туда поедет? Обратить на это внимание хочу...”

В спину ЛДПР “дышат” соратники Рогозина. Александр Крутов занервничал от полученной непонятно откуда информации, будто в “Марьине устанавливается памятник Солдату Отечества в виде деморализованного, обобранного босяка”. Он же возмущался (Дума его возмущение разделила) тем, что символом российской сборной на Олимпиаде в Афинах был Чебурашка: “Что символизирует собой этот эверек? 40% населения, живущего за чертой бедности, или нашу “золотую сотню олигархов”? Да еще на форме наших спортсменов название нашей страны написано по-английски: “Не рано ли, господа, превратили Россию в Russia?”.

Коммунисты беспокоились по поводу судьбы музеев Ленина в Ульяновске и Горках, а также просили вернуть в школьную программу “Как закалялась сталь” Николая Островского и “Молодую гвардию” Александра Фадеева...

* * *

Насколько серьезными могут быть последствия депутатских “наездов” и “наскоков” на деятелей культуры и их произведения?

В лучшем случае негодования по поводу картин, опер, фильмов, памятников или архитектурного облика городов заканчиваются протокольными поручениями Комитету по культуре что-то выяснить и доложить. На эти поручения чиновники чем дальше, тем чаще присылают классические отписки, никакой новой информации не содержащие. Очень редко подходят они к делу с такой ответственностью и уважением к депутатскому статусу, как глава Госкино Медведев, которому пришлось в 1997 году отвечать на протокольное поручение Алексея Митрофанова по поводу американского фильма “Армагеддон” (депутат считал, что русский космонавт в фильме выглядит полным идиотом и такое кино показывать у нас нельзя). И вот что ответил ему Медведев: “Да, вначале российский персонаж не похож на плакатного оптимиста. Он по-своему комичен, чудаковат. Но постепенно зритель отходит от поверхностного восприятия образа русского космонавта: в нештатной ситуации, в которой оказались хорошо показанные американцы, именно он проявляет благородство, самопожертвование. Так что никаких оснований для отказа в выдаче картине прокатного удостоверения не было”... Между прочим, с “Армагеддоном” произошло то же самое, что с оперой “Дети Розенталя”: депутаты привлекли к нему внимание, сделав шикарную рекламную кампанию. Продажи кассет дурацкого фильма резко возросли.

Но не все так безобидно. Депутаты прошлого созыва обратились к генеральному прокурору с просьбой провести проверку “по факту разжигания религиозной розни организаторами выставки “Осторожно: религия!”, которая прошла в январе 2003 года в Музее им. Сахарова. Проверку провели, уголовное дело возбудили, а на прошлой неделе директор музея был признан виновным в этом самом “разжигании” и приговорен в штрафу в 100 тысяч рублей. Разобраться с фактами хулиганства, которые допустили фанатики-верующие в отношении выставленных произведений, депутаты не просили.

Возмущаясь и негодуя по поводу безнравственности некоторых культурных явлений, их антипатриотизма и вредоносности, депутаты поразительно безразлично относятся к вопросам организации культуры, законодательного ее обеспечения. При обсуждении бюджетов у культуры почему-то обнаруживается очень мало влиятельных лоббистов. При обсуждении 122-го закона — о замене льгот деньгами — на статьи, перекраивающие систему управления культурой, почти никто не обратил внимания.

С другой стороны, может, оно и хорошо, что пока они занимаются культурой лишь факультативно. А то такого наворочают...

МЕНЮ ДЛЯ КУЛЬТУРНОГО АППЕТИТА

Бежит, бежит разговаривающий по мобильному, с папочкой бумаг под мышкой, гражданин-депутат по коридору или фойе — и вдруг замирает, вперившись взглядом куда-то в стену. А потом пойдет медленнее, осматриваясь по сторонам...

Это он с Прекрасным встретился.

Такая возможность в Думе — на каждом шагу.


ЖИВОПИСЬ: лучшая картина — пистолет

Выставки художников (в основном провинциальных) проходят в Думе постоянно. На открытии присутствует сам покровитель искусств (депутат, выставку “пробивший”), говорит душевные слова про любовь к родному краю и о чуде, сотворенном автором, гремят аплодисменты, поют и водят хороводы милые девушки в сарафанах, все это снимает региональное телевидение... Для тех, чьи произведения украшают стены думских коридоров, “вернисаж” в парламенте важен и престижен. Иногда удается что-то продать.

Картины на выставках разные и по жанрам, и по школам, и по качеству. Но авангард и постмодернизм здесь не жалуют. Скандалов, связанных с резким неприятием выставленного, думская история почти не помнит. “Определенный резонанс”, как принято говорить в таких случаях, вызвала первая выставка “самобытного псковского художника Игоря Быстрова в жанре народного лубка с элементами фантастики и сатиры на самые известные политические фигуры современной действительности” (так рекламировал ее покровитель художника, элдэпээровец Алексей Митрофанов). “В жанре народного лубка” тогда себя увидели многие депутаты, и не всем это понравилось...

Но ни одна картина не вызывала на Охотном Ряду такого ажиотажа, как прошедшая недавно выставка современного и старинного стрелкового оружия. Приходилось буквально проталкиваться сквозь толпу мужчин с нехорошим охотничьим блеском в глазах.


МУЗЫКА: прогнали “Мурку”

...14 января в зале заседаний депутат Андрей Савельев (“тот, кто с Жириновским подрался”) произнес: “Творится что-то непонятное. Когда мы спускаемся пообедать в нашу столовую, нас встречают мелодиями блатного характера, знаменитой “Муркой”. Может быть, рановато нам еще это разыгрывать?” Так россияне узнали, что слух поглощающих пищу народных избранников услаждает музыка.

Рояль стоял в столовой всегда, вернее — простаивал, оживая лишь во время торжественных банкетов и приемов. Нынешнее руководство решило, что это неправильно. Выпускница консерватории Ольга Скиба стала играть для депутатов в обеденное время песни советских композиторов и мелодии из советских фильмов. Однажды члены фракции ЛДПР попросили “Мурку”, тут, на беду, покушать пришел вредный “родинец” Савельев... Ни об одном законе, принимавшемся депутатами, не сказали и не написали наши СМИ столько, сколько о злосчастной “Мурке”. Пустили слух, что бедную девушку сразу уволили, потом слух опровергли... Играет девушка, играет, милая! А пристрастие к блатным песням (в кулуарах в нем стеснительно признаются и некоторые “единороссы”) приказано удовлетворять “на стороне”, вне стен парламента.

Но музыку можно услышать не только в думской столовой. В дни закрытых пленарных заседаний для соблюдения режима секретности в фойе у зала громко “крутят” мелодии советской и российской эстрады. На 23 февраля в былые времена обязательно приходил военный духовой оркестр, выстраивался прямо на парадной лестнице и бил в литавры, и гремел трубами. В Малом зале устраивают концерты. Пели здесь казаки, ветераны, танцевали чеченцы — студенты московских вузов...

В том же Малом зале изредка случаются и премьерные показы российских фильмов. Светлана Дружинина несколько лет назад превратила демонстрацию “Дворцовых переворотов” в настоящий спектакль: по лестницам и коридорам казенного учреждения расхаживали артисты и артистки в кружевах, камзолах, пышных юбках и напудренных париках...


КНИГИ: библиотека на выезде

В 1994—1995 годах организатор-методист культпросветработы высшей квалификации, директор клуба сталепрокатного завода из Петербурга Вячеслав Марычев (ЛДПР) костюмировался “на тему дня” и расхаживал по залу заседаний Думы то дамой с большими грудями, то моряком, то “зэком”, то врачом. Такого давно больше нет. Но для любителей настоящего театра билеты один-два раза в неделю привозят. На прогон “Детей Розенталя” Большой прислал аж 40 штук. Депутатов пошли единицы — все больше помощники.

Есть в Думе пункт видеопроката. Есть три книжные “точки”. Политика, социология, история. Философские труды, “Камасутра для ораторов”, мемуары (авторы многих из них обитают в этом же здании и ревниво следят за продажами), художественная литература. А цены пониже, чем в магазинах.

...Парламентская библиотека в России — это вам не Библиотека конгресса США. Совсем наоборот — небольшое и очень тесное помещение на последнем этаже. Раньше основной фонд библиотеки хранился в Парламентском центре на Цветном бульваре, потом Центр закрыли на реконструкцию, а фонд частично свезли на Охотный Ряд, в филиал. А в начале этого года прошел слух, что библиотеку вообще закрывают. Потом слух уточнился: не закрывают, а понижают статус и зарплаты сотрудникам. Бывший спикер Геннадий Селезнев даже просил Комиссию по противодействию коррупции проверить, все ли здесь чисто: мол, некоторые депутаты “подозревают”, что библиотеку наказали за желание ее руководства вернуть себе то самое помещение площадью 3000 кв.м на Цветном бульваре, которое возвращать никто не собирается. Дело дошло до спикера, библиотеку оставили в покое...

Кому гармонь, а кому — “Ла Скала”

Мы опросили на “культурную” тему некоторых известных и статусных политиков и выяснили, что в своих вкусах и пристрастиях они все-таки довольно близки к народу. По крайней мере на словах.

Лидер КПРФ Геннадий ЗЮГАНОВ может читать все, что попадает под руку, но предпочитает русскую классику и историческую литературу. Музыку любит народную, на концерты даже ходит и ногой иногда такт отбивает — как будто пританцовывает. В театр же Зюганов не ходок. Раньше “конъюнктурно” захаживал на Таганку — когда Николай Губенко был членом фракции и близким человеком.

Вице-спикер Вячеслав ВОЛОДИН любит ходить по музеям, причем не по долгу службы, а так, с приятелями-друзьями. Театрал Володин “не завзятый”, а вот книги читает. Сейчас у него на столе “Алмазная колесница” Акунина — “для отдыха”.

Акунина, как выяснилось, читают почти все нами опрошенные, и всем нравится. (Почти все посмотрели и фильм “Турецкий гамбит”, но здесь впечатления сложные).

Читают депутаты в самых разных ситуациях: в самолете, поезде, машине (у очень много читающего вице-спикера Георгия Бооса в машине всегда приготовлено несколько книг), лежа в постели перед сном, греясь в ванне. Один признался, что читает и там, “где стыдно сказать”.

Председатель Комитета по конституционному законодательству Владимир ПЛИГИН старается выдерживать стандарт: около 50 страниц художественной литературы в день, иначе отстаешь от жизни. Плигин — один из немногих депутатов, кто прочитал все романы Сорокина. “Я не совсем понимаю это направление, но, начав читать эти книги, я не бросил их на середине”.

Первый вице-спикер Любовь СЛИСКА с удовольствием ходит на “ностальгические” концерты и “просто обожает” Юрия Антонова, Екатерину Шаврину, Раймонда Паулса, Людмилу Зыкину. Любит она и театр — Малый, Маяковку, “Современник”, и пытается ходить “по возможности”. Еще Любовь Константиновна читает, “когда бывает минута”: “Совсем недавно подарил мне свое собрание сочинений Юрий Николаевич Ганичев, я увлеклась его книгами...”

Лидер фракции “Родина” Дмитрий РОГОЗИН очень любит оперу, но так как очень занят, в театре бывает редко.В Думе прошлого созыва летал в командировку в Италию и специально съездил в Милан, чтобы послушать в “Ла Скала” “Травиату” Верди. А в Большой на оперу пока не ходит: “что-то подташнивает”, говорит. Но чаще, чем оперу, слушает сейчас Дмитрий Олегович свою супругу, которая берет уроки вокала...

Классическую музыку “от Моцарта до Малера” очень любит и Владимир РЫЖКОВ . Завзятым театралом он не является: “Честно говоря, последние несколько лет впечатления от спектаклей или средние, или разочаровывающие”.

Тот самый Сергей НЕВЕРОВ , который заварил всю кашу вокруг оперы “Дети Розенталя”, любит джаз и даже получил от Игоря Бутмана саксофон в подарок. В Большом театре последний раз был 8 марта, смотрел “Леди Макбет”, хотя “оперы не любитель, но было интересно”. “На “Розенталя” не пойду, — заявляет он, — надеюсь, что этот спектакль долго не продержится”.

Замруководителя фракции “Единая Россия” Франц КЛИНЦЕВИЧ любит читать “фэнтези”, “потому что думать не надо, мозги отдыхают. Очень тяжело отношусь к серьезным, социально сориентированным произведениям... русская классика меня напрягает”...


ИЗ ДОСЬЕ МК:

В биографиях 14 из 450 депутатов нынешнего созыва удается обнаружить следы прошлой деятельности на ниве культуры.

Любовь Ближина трудилась в Академическом хоре при пензенских профсоюзах, а Светлана Горячева в молодости работала художником-оформителем в кинотеатре. Александра Буратаева — бывший библиотекарь, у неутомимого борца с абортами Александра Чуева в трудовой книжке есть запись “сезонный рабочий в театре-студии”...

Есть в Думе и трое настоящих деятелей культуры: певцы Иосиф Кобзон и Александр Розенбаум (оба состоят во фракции “Единая Россия”) и “независимая” актриса Елена Драпеко. Все они — члены Комитета по культуре, а Иосиф Кобзон, представляющий в Думе Агинско-Бурятский избирательный округ вот уже третий срок подряд, — его председатель. “Живую легенду” Кобзона коллеги уважают. Александра Розенбаума в зале заседаний иногда видно, но почти не слышно, хотя под законопроектами иногда свою фамилию он ставит.

На проходившем год назад в концертном зале “Россия” концерте в честь десятилетия Госдумы Иосиф Кобзон спел четыре песни — по числу думских фракций. Для “Единой России” — “Широка страна моя родная”, для ЛДПР — “Тревожная молодость” (из зала советовали “Мурку”), для коммунистов — “Комсомольцы-добровольцы”, а для “Родины” — “Служили два брата в нашем полку” (это про Рогозина и Глазьева, которые тогда еще не совсем разругались). Спел и депутат Розенбаум: про Питер — “город синагог, церквей и костелов”...

Елена Драпеко в Думе второй срок. Для депутатов, как и для подавляющего большинства россиян неюного возраста, она — Лиза Бричкина из фильма “А зори здесь тихие” (утонула в болоте). Так и говорят: “спросите у Бричкиной”.

Четыре года назад, когда актриса была еще членом фракции КПРФ, она с блеском сыграла роль второго плана в спектакле под названием “Коммунисты против Земельного кодекса”. С раскрасневшимся лицом и неподдельным энтузиазмом она громко скандировала “Па-а-зор! Па-а-зор!” прямо в ухо героически пытавшегося прочитать доклад по “антинародному” закону депутата Плескачевского...




Партнеры