Печенег на тропе войны

Почему российскому оружию дают красивые имена

Части ВДВ, дислоцируемые в Чечне, в этом году обещают вооружить новейшим ручным пулеметом с грозным названием “Печенег”. По сравнению с аналогами он обладает лучшей кучностью стрельбы и поражает как наземные цели, так и воздушные. Словом, в зоне боевых действий вещь незаменимая. Но почему — “Печенег”?

“Тополь” — современнейшая ракета стратегического назначения, “Руслан” — самый вместительный военно-транспортный самолет, “Град” — мощная артиллерийская установка, “Смерч” — ракетная система залпового огня, “Триумф” — новейший комплекс противовоздушной обороны, которого пока еще нет в наших войсках.

Почему же у нашего грозного оружия такие лирические имена?

В этом разбирался корреспондент “МК”.


Из серой мглы моря выступали четкие контуры сторожевиков “дивизиона плохой погоды”, называемого так потому, что имена их — “Гроза”, “Туман”, “Смерч” — напоминали о всяких морских каверзах, и плоский силуэт эскадренного миноносца “Летучий.

В.Пикуль, “Океанский патруль”.


“Дивизион плохой погоды”... Звучит-то как поэтично. Но это не вымысел писателя, а совершенно реальный факт. “Ненастные” корабли существовали на всех флотах, что в общем-то странно: моряки — народ суеверный, но в этом случае они почему-то не обращали внимания на инстинкт самосохранения.

Известно, что 12 сентября 1931 г. в состав морских сил Балтийского моря вошел первый советский сторожевик “Ураган”. За ним последовали “Вихрь”, “Тайфун”, “Циклон”, “Шквал”, “Смерч”. Моряки тут же окрестили новую серию “дивизионом плохой погоды”.

В первые же годы Великой Отечественной войны рыболовные траулеры по приказу командующего Северным флотом Головко были переоснащены и стали сторожевыми кораблями. Их назвали “Пассат”, “Туман” и прочими “ненастными” именами. Уже после войны один “погодный” представитель — “Смерч” — добрался с Северного флота до Москвы. Это военно-морской корабль типа сторожевика. Такие корабли — небольшие миноносцы — были на всех флотах страны, их обычно объединяли в дивизионы, поскольку все 18 единиц этого типа корабля назывались по погодным проявлениям: “Гроза”, “Метель” и т.д.

С 1949 по 1962 г. “дивизионом плохой погоды” была целая китобойная флотилия — Вторая Дальневосточная. Ее суда назывались “Буран”, “Вьюга”, “Пурга”, “Шторм”, “Муссон”...

Оружейный зоопарк

На протяжении почти всей истории производства стрелковое оружие получало свои наименования по фамилии конструктора-разработчика. Это автоматы и пулеметы Калашникова, пистолет Макарова, пистолет Ярыгина, снайперская винтовка Драгунова, винтовка Мосина, пулемет Дегтярева, пистолет-пулемет Шпагина и т.д. Помимо этого в Минобороны России имеются специальные подразделения, которые присваивают индексы и имена отдельным образцам вооружений. Но индексы и номера — это так буднично, скучно...

В последние годы появилась необходимость представления и продвижения на рынке боевого и спортивно-охотничьего оружия. Ему кроме заводских буквенно-цифровых аббревиатур стали присваивать и “имена собственные”. Вот тогда-то и получили оружейники возможность показать свою фантазию.

Концерн “Ижмаш” — гигант в оружейной отрасли. Именно здесь создавался знаменитый на весь мир автомат Калашникова...

Как же получает свои звучные имена ижмашевская стрелковая продукция? Обычно названия спортивному и охотничьему оружию дают конструкторы. Были случаи, когда названия придумывали всем коллективом: составлялся список возможных вариантов, обсуждали и выбирали лучший. При определении названий охотничьих карабинов учитывается их назначение, калибр.

В серии ижмашевских охотничьих ружей и карабинов уместился целый животный мир.

“Изюбр” — самозарядный охотничий карабин. В природе изюбр — изящное, крупное, благородное животное, оно и дало название карабину, возможно, лучшему в дизайне и предназначенному для охоты на крупного зверя.

“Тигр” — самозарядный крупнокалиберный охотничий карабин. Создан по заказу Главного ракетно-артиллерийского управления: требовалось приспособить снайперскую винтовку (СВД) для охоты на крупного зверя. Конструктор Драгунов творчески подошел к решению вопроса: он “одел” СВД в ореховое цевье, сделал приклад и покрытие. Заказчики остались довольны.

Есть еще “Медведь”, “Соболь”, “Волк”, “Барс”, “Лось”...

Интересна история названия самого популярного охотничьего карабина “Сайга”, в основе которого конструктивная схема автомата Калашникова, имеющего в настоящее время целое “семейство” разных модификаций.

“Сайга” — самозарядные охотничьи карабины, созданные на базе АК. В 70-х годах прошлого века Казахская ССР обратилась к “Ижмашу” с просьбой о создании высокоэффективного охотничьего оружия для отстрела антилоп-сайгаков, которые в изобилии водились в казахстанских степях. Популяция животных разрослась настолько, что вытаптывала огромные площади, люди не справлялись с отстрелом. Для охоты на них и было решено превратить надежный и безотказный автомат Калашникова в охотничью модификацию (охотничий приклад, цельные приспособления и т.д.). В работах принял участие и сам Михаил Калашников.



Течет река...

Уже ни для кого не секрет, что все, чем принято ныне гордиться в нашей державе, создавалось в советские времена. В российский период истории лишь усовершенствовали придуманные ранее гениальные идеи, в результате чего на свет появляется новое оружие, отвечающее современным требованиям. Многие собственные имена оружия, как выяснилось, тоже наследие советской эпохи.

Системы ПВО было принято именовать в честь наших могучих рек: Печора, Десна, Двина, Волга, Аргунь, Енисей... Наверное, потому, что ракетчикам по сердцу “широта” и “долгота”. А реки — широки, длинны, величественны.

Многие “речные” системы уже морально устарели и ушли на покой, но кому-то и по сей день светит светлое будущее. В их числе зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-125 — “Печора”. Почему — “МК” рассказал первый заместитель генерального директора МФПГ “Оборонительные системы” Виктор Вищук:

— “Печора” у всех на слуху, потому что это один из самых массовых в мире комплексов. Впервые он себя замечательно проявил в Египте, куда его стали поставлять в начале 70-х годов. Тогда на Ближнем Востоке разгорался арабо-израильский конфликт. Конечно, от того комплекса сегодня мало что осталось: мы первыми начали модернизировать С-125, и сейчас это практически новый комплекс — “Печора-2М”. Мобильный (раньше, чтобы переехать на новое место, его нужно было более двух часов сворачивать, а сейчас на это уходит 25 минут), оснащенный самой современной оптико-электронной системой и современными средствами помехозащиты, получивший возможность защищаться от ударов противорадиолокационных ракет — таких, которые американцы показали в Югославии и Ираке. Одновременно с этим снижены расходы на его эксплуатацию.

В 1999 году в окрестностях Белграда был сбит американский самолет-невидимка — бомбардировщик F-117A. Миф о его неуязвимости разрушила наша “Печора”. И хотя выпуск этого комплекса в России прекращен, списывать систему со счетов рано: по некоторым данным, за рубежом воюет до 600 комплексов “Печора”.



“Пчелка” малой дальности

В 1982 году между Израилем, Сирией и Ливаном произошел вооруженный конфликт. Там для разведки впервые были применены малогабаритные беспилотные летательные аппараты сирийского производства. Увидев их в деле, генералы Минобороны СССР заахали, как красны девицы: “Нам нужны такие же!” Еще бы — этой машине не страшна ни ПВО противника, ни зараженная радиацией местность, а задачи она решает те же, что пилотируемый самолет-разведчик.

С этого момента в Союзе начался форменный бум по развитию беспилотной техники. Только “наши”, как всегда, захотели самолетик побольше да посерьезнее.

Рассказывает главный конструктор беспилотных летательных аппаратов ОКБ им. Яковлева Юрий Янкевич:

— Тот первый сирийский аппарат весил 150 кг, а наши решили сделать три летательных комплекса. Вместе они должны были обеспечить разведку на всю глубину территории противника — на любой высоте, любой дальности, для любых родов войск. Поэтому были созданы три комплекса: для дивизионно-полкового, армейского и фронтового звена. Стали думать, как их назвать. Решили, что название должно более-менее соответствовать функциональному назначению машины. Создана она, чтобы летать, значит, название должно быть “летающее”. Размер аппарата, конечно, тоже имел значение. Ну представьте, если бы такую махину, как “Ил-86”, “Сойкой” назвали... Несуразица. Мы решили так: маленькие комплексы назвать насекомыми, а те, что побольше, — птицами. Чем больше машина, тем крупнее птица. Вот и получилось: маленький комплекс (летает на 100 км) — “Пчела”, комплекс средней дальности (до 300 км) — “Дятел”, комплекс большой дальности (более 500 км) — “Коршун”.

“Пчела” — самый маленький в этом семействе летательный аппарат, размером 2—3 метра, разборный. Крылышки складываются вдоль фюзеляжа, все запихивается в контейнер размером метр на метр. Военным удобно его транспортировать и применять. Современная беспилотная техника работает 24—48 часов без посадки, и днем, и ночью. Информация передается в реальном масштабе, а риска для человека никакого, потому что в кабине никого нет.



Пулемет я вам не дам...

В марте нынешнего года российская государственная компания “Рособоронэкспорт” на крупнейшей международной выставке вооружений “Айдекс-2005” в Абу-Даби представляла оборонную продукцию 38 предприятий из 18 регионов России. Общее количество наших экспонатов превысило 500 единиц. Среди крупнокалиберных пулеметов бесспорным лидером стал российский “Корд”, разработанный в Коврове на заводе им. Дегтярева. Он превзошел всех конкурентов и по точности поражения, и по ударной силе.

Дебют же “Корда” состоялся на предыдущей выставке в ОАЭ в 2003 г. Тогда многочисленные зрители наблюдали захватывающее шоу — в поединке сошлись легенды крупнокалиберного стрелкового оружия: бельгийский пулемет “Браунинг М-2”, бывший советский, а ныне казахский “Утес” и новейший российский пулемет “Корд”. Первым стрелял “Утес” — ни одного попадания в цель. Знаменитый “Браунинг” проявил себя ненамного лучше. К удивлению зрителей, российский “Корд” поразил все предложенные мишени.

Один арабский шейх, потрясенный увиденным, попросил дать ему “Корд” хотя бы на день. Пулемет ему, конечно, не дали...

Как создавался новейший снайперский пулемет, и о происхождении его названия рассказывает конструктор “Корда” Юрий Богданов:

— Главным недостатком предшественников “Корда” была невысокая точность стрельбы. Например, пулемет “Утес” приходилось вкапывать в землю, в противном случае отдача делала прицельную стрельбу невозможной. Чтобы создать по-настоящему снайперский пулемет, нам — группе конструкторов — пришлось решать многочисленные инженерные задачи. Например, приходят ко мне вечером коллеги и говорят: “Ствол-то у нас провисает!” — “Как провисает?” Оказалось, при стрельбе длинной очередью он нагревается настолько, что дуло уходит в сторону. Проблема деформации при нагреве, резко снижающей точность оружия, существует у всех пулеметов. Как правило, ее решали, используя сменный ствол. Но в этом случае пулемет становится слишком тяжелым. Мы сделали так, что деформация происходит во всех направлениях одинаково. Новый пулемет получил название “Корд”. Это символичное название, оно не говорит ни о какой конкретной фамилии конструктора. Это значит “ковровские оружейники — дегтяревцы”.

Во время испытаний пулемета возникла не менее сложная проблема: при досыле патрона происходила деформация гильзы, что приводило к задержке стрельбы. Если присмотреться, смятая гильза напоминала ухмыляющегося Мефистофеля. Это явление получило название “улыбка дьявола”. Что только не делали конструкторы, но им никак не удавалось стереть мерзкую ухмылку. Пришлось поменять многие углы и даже ввести новую деталь, пока пулемет наконец не заработал без задержки. С тех пор конструкторы шутят: “Нашему “Корду” сам черт не брат”.

При всей мощи “Корда” его вес и небольшая отдача позволяют вести огонь — при необходимости — даже с рук. Такого в истории крупнокалиберных пулеметов еще не бывало.

Но вернемся к “Печенегу” (за основу конструкции пулемета взят 7,62-мм пулемет Калашникова). Название пулемета в корне отличается от русских традиций присваивать оружию лирические названия. Тут, безусловно, сказывается влияние Запада.

Иностранные производители оружия давно взяли моду называть свою продукцию как-нибудь устрашающе, в том числе именами воинствующих древних народностей, отличавшихся жестокостью и высокими боевыми качествами.

В состав флота Великобритании времен Первой мировой войны входили миноносцы класса “Племя”, названные в честь воинственных групп населения, например “Амазонка”, “Крестоносец”, “Сарацин”, “Татарин”, “Викинг”, “Гуркх”, “Нубиец”, “Зулус” и даже “Казак”.

Наши решили не отставать (печенеги — южные соседи славян, воинственные кочевники, жившие в IX—X вв.).

Может, пулеметы “Печенеги” и впрямь помогут скорее завершить затянувшуюся “контртеррористическую операцию” в Чечне?




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру