“Он не цеплялся за жизнь”

Очевидцы вспоминают последние минуты жизни понтифика

За два дня до своей смерти Папа Римский Иоанн Павел II отказался покинуть Ватикан и лечь в госпиталь, чтобы подвергнуться интенсивной терапии с целью продления жизни, вернее, мучений. Он уже принял решение умереть и не хотел, чтобы чудеса медицины оттягивали его единение с Богом.


Кароль Войтыла лежал в своих ватиканских покоях на широкой кровати, покрытой белоснежным бельем. Все, кто был с ним в последние часы, восхищаются его спокойствием, безмятежностью и просветленностью перед лицом смерти.

— Он совсем не цеплялся за жизнь, — рассказал кардинал Ахилле Сильвестрини. — И был готов вручить себя Богу. Папа был полон уверенности, что Дева Мария встретит его и представит Господу. Они, наверное, уже встретились.

Отцы церкви, прощавшиеся с Папой, утверждают, что расставание с ним было “скорым, но волнительным”. Их лично пригласил в спальню Папы архиепископ Станислав Дзвистс, земляк Кароля Войтылы и его бессменный секретарь, верно служивший Папе еще с тех пор, когда тот был епископом в Польше. Архиепископ встречал каждого из пришедших проститься прелатов в коридоре, ведущем в спальню, и тихим голосом оповещал Папу об их приходе. Затем их вводили в опочивальню, где Папа, одетый в пижаму и лежавший на приподнятых подушках, делал жест узнавания пришедших и произносил несколько слов тихим голосом. Рот его был слегка приоткрыт, глаза полузакрыты, но они широко раскрывались при виде знакомых лиц.

По словам кардинала Сильвестрини, бывшего крупного ватиканского дипломата и близкого друга Папы, когда он и французский кардинал вошли в опочивальню, Папа выразительно взглянул на них, но не смог ничего сказать.

— Он дал нам знать глазами, что узнал нас, — рассказывает кардинал в интервью “Нью-Йорк таймс”. — Выражение лица понтифика было расслабленным — дышал он без труда. Я поцеловал его руку, приласкал брови и сказал: “Благодарю вас, святой отец, за все то, что вы сделали для церкви”. Он дал знать глазами, что понял меня.

Кардиналов не пригласили остаться или сесть: они в последний раз наклонились над Папой, простились с ним и удалились. Все заняло не больше пяти минут.

Перед самой кончиной возле Папы остались только его соплеменники-поляки — друзья и помощники на протяжении многих десятков лет. Кароль Войтыла — пастырь более одного миллиарда католиков, живущих во всех частях света, — был и остался поляком. Мессу Божественного прощения для него служил его земляк, архиепископ Дзвитс, а помогали ему кардинал Мариан Яворский — архиепископ Львова, архиепископ Станислав Райко, а также монсеньор Мокрзицкий. Во время мессы Папа принял причастие — второе за последние три дня жизни. За окном десятки тысяч людей, собравшихся на площади Святого Петра, пели гимны. Возможно, их слышал и сам понтифик. Часы показывали 8 часов вечера.

По традиции смерть Папы Римского удостоверяет чемберлен Ватикана, который берет на себя временное управление курией до выборов нового Папы. По традиции чемберлен ударяет серебряным молотком по... лбу Папы, а затем этим же молотком он разбивает снятое с пальца усопшего кольцо, служившее ему печатью. Однако пока официальный Ватикан хранит молчание по поводу того, был ли совершен ритуал с молотком, и в этот раз. Согласно свидетельству о смерти Папы, остановка сердца была зафиксирована более современным устройством — электрокардиограммой, которая продолжалась (для верности) двадцать минут после кончины понтифика — на экране выстраивалась линия, ровная, как евклидова прямая. Ведь это только пути Господни зигзагообразно неисповедимы...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру