Настройщик успеха

Сергей Члиянц: “Быть продюсером Муратовой довольно смешно”

7 апреля 2005 в 00:00, просмотров: 199

Оказывается, в одну упряжку можно впрячь коня и трепетную лань. Это доказал “Настройщик” — новый фильм прославленного режиссера авторского кино Киры Муратовой и продюсера Сергея Члиянца. Для Муратовой “Настройщик” — самая зрительская ее лента. Для Члиянца, продюсера первого и второго “Бумера”, наоборот, самый арт-хаусный. Громкая премьера в Венеции и три “Золотых овна” от кинопрессы, включая “за режиссуру”, — это только начало. У “Настройщика” — 8 номинаций на премию Российской киноакадемии “Ника”, и можно смело предположить, что пустой съемочная группа с церемонии, которая состоится вот-вот — 15 апреля, — не уйдет.


“Настройщик” — криминальная комедия об аферисте, ради любимой женщины выманившем деньги у вздорной старушенции и ее подруги. Но все не так просто, ведь это Муратова. Тем более что актерская команда фильма — сплошь звезды: Алла Демидова и Нина Русланова, любимица режиссера Рената Литвинова и комик из “Маски-шоу” Георгий Делиев.

Секрет успешной работы с Кирой Муратовой накануне выхода “Настройщика” в прокат раскрыл в интервью “МК” Сергей Члиянц.

— “Настройщик” — ваш первый совместный проект с Кирой Муратовой?

— Первый реализованный. Я с ней знаком много лет — работал на Одесской киностудии. “Настройщика” я делал с самого начала, со сценария. Сценарий очевидно хороший, сильный. То, что мне говорила Кира по поводу будущего фильма, меня как-то будоражило. Как она выразилась: “Я хочу снять короткий, простой фильм с коллизиями, сюжетом, драмой. Про мошенников, где будет роковая красавица, будет аферист, будет ударенная по башке старуха”. Она рассуждала очень здраво.

— Но вы, конечно, понимали, что Муратову не изменишь — она все равно снимет свое кино. Вас это не смущало?

— Быть продюсером Муратовой довольно смешно. Максимум, что можно сделать, — это не навредить, помочь. А раздувать щеки и говорить: “Сергей Члиянц представляет Киру Муратову” — глупость абсолютная. Я даже с дебютантами так не делаю, ну а с Муратовой это просто нереально.

— Правда ли, что Московский фестиваль очень хотел “Настройщика” в основной конкурс, а вы его не отдали?

— Фильм был просто не готов. Зачем? Нельзя неподготовленную картину показывать. А потом, я считаю, что Венеция — правильное место для премьеры такого фильма, как “Настройщик”.

— И премьера на Венецианском фестивале оправдала себя?

— Зал картину принимал хорошо. И чаще всего мне задавали вопрос: “Почему такой сильный фильм не в конкурсе?” Вопрос я переадресовал бы директору фестиваля Марко Мюллеру и спросил бы его с пристрастием, зачем он обманул Киру Муратову, пообещав, что “Настройщик” будет единственной российской картиной на фестивале. Хотя к тому времени он уже точно знал, что это не так. (В Венецианском конкурсе участвовал фильм Светланы Проскуриной “Удаленный доступ”. — С.Б.). На мой вопрос, почему картину не берут в конкурс, Мюллер ответил: “Фильм — настоящий шедевр, но слишком длинный, да еще и черно-белый”. Но, между прочим, в конкурсе были три картины длиннее “Настройщика”. Какая-то бодяга, разобраться в которой не мешало бы...

А когда эти вопросы стали возникать не только у меня, но и у публики и прессы, нас лихорадочно “эвакуировали” с венецианского острова на континент. Зная, что самолет надолго задерживается, нас все-таки посадили в лодку и отвезли в аэропорт. Они, по-видимому, решили замять тему. Многие говорили, что у картины были серьезные шансы на победу. Зал стоя аплодировал актерам минут десять… После Венеции фильм был приглашен на сто фестивалей, есть предложения о продаже и международной дистрибуции. Поэтому я считаю, показ в Венеции был в любом случае оправдан. А насчет Москвы — не уверен, что был бы такой же резонанс.

— “Настройщик” называют самым зрительским фильмом Муратовой. Рассчитываете на успешный прокат?

— Нет таких рецептов, которые стопроцентно гарантируют успех. Можно разрекламировать продукт, но если он недоступен — а он недоступен в Челябинске, Омске, Выборге, — все будет впустую. Но самое главное для “Настройщика” — перестать его рассматривать как фильм Муратовой, как арт-хаус. “Настройщик” — кинокомедия: смешно, занимательно, увлекательно. А все остальное можно оставить за скобками.




    Партнеры