Я б в инвесторы пошел...

Фондовый рынок — не “поле чудес”

Помнится, в каком-то советском фильме один из персонажей рассуждал: “Белые придут — грабят. Красные придут — опять грабят. Куда бедному крестьянину податься?”

Большинство россиян, имеющих какие-то сбережения, находятся сейчас примерно в такой же ситуации. Что делать, если банковские депозиты убыточны, а фондовый рынок едва поспевает за инфляцией?

Спекулянт спекулянту — рознь

Еще недавно любой инвестор, выходящий на фондовый рынок, воспринимался в народном сознании как спекулянт, желающий купить подешевле и тут же продать подороже. В общем-то в этом и заключается цель любого бизнеса. И каждый обладатель даже несчастной тысячи рублей хотел бы получить на эту тысячу как можно больше навару.

Не зря же при прочих равных условиях мы понесем деньги в тот банк, который обещает нам большие проценты по вкладам. Кстати, желание получить “на грош пятаков” присуще нашему народу в особенности. Именно на этой жилке играли всяческие Мавроди, Неверовы и прочие господа с мутной совестью. Кто из них ныне сидит, кого убили, а кто благополучно проживает денежки доверчивых лохов. Мы не любим, когда спекулируют другие, но сами при этом не прочь получить как можно большую прибыль. И потому некоторые, вкладываясь в фондовый рынок, испытывают некоторое разочарование. Они-то думали, что уже завтра получат 1000% (на вложенное, а не годовых), а тут — доход чуть больше, чем в банке. И никаких гарантий.

Таким господам на бирже делать действительно нечего. Вообще, давно пора запомнить: быстрые деньги могут быть только в криминале — торговле наркотиками, оружием, проституции и т.д. На бирже объектами сделок являются реальные ценные бумаги реальных легальных предприятий. Акций колумбийского картеля там не найти. А значит, и доходы должны соответствовать реалиям нашей жизни и нашей экономики.

В прошлом году, например, большинство паевых инвестиционных фондов сработало чуть выше уровня инфляции. Можно сказать, что в большинстве своем ПИФы всего лишь не позволили обесцениться вложенным средствам. Что, учитывая годовые результаты, тоже можно считать неплохим результатом.

Однако и на этом среднем фоне нашлись умельцы, которые обеспечили своим пайщикам хороший приварок. К примеру, среди открытых облигационных фондов самый успешный пай вырос на 21%. Среди открытых и смешанных фондов рекорд составил 35,2%. Наилучший же результат показал пай в одном из открытых фондов акций — “потяжелел” аж на 44%. Сравните с 11% годовых по банковским депозитам — и почувствуете разницу!

Но надо помнить, что помимо счастливчиков всегда есть и неудачники. Которые сработали не то чтобы в ноль, а просто в минус. Чего в банках — особенно после того, как заработала система страхования вкладов, — в принципе быть не может. Кредитное учреждение, заключая договор, берет на себя конкретные обязательства. Пайщик — может лишь надеяться на удачу и профессионализм управляющей компании своего ПИФа.

На вкус и цвет

Поэтому по пути на биржу надо ответить на два вопроса. Чего вы хотите и чем ради этого готовы рискнуть.

Профессионалы-финансисты даже вывели некую зависимость: если вы собираетесь получить 30% дохода, надо изначально быть готовым к потере 30% от суммы вложенных средств. Самые надежные объекты для инвестиций, как правило, не бывают высокодоходными. К примеру, любой фонд, работающий исключительно с государственными ценными бумагами (российскими евробондами или бумагами Москвы и Московской области), скорее всего принесет доход, сравнимый с процентными ставками по срочным вкладам в Сбербанке.

Для такого инвестиционного портфеля характерен невысокий, но стабильный доход с максимальной надежностью. Большим плюсом в отличие от срочных вкладов является здесь то обстоятельство, что вложенные средства можно изъять в любой момент. Впрочем, это характерно для любого ПИФа, кроме интервальных. Теоретически вы можете продать свой пай хоть через пять минут после того, как его купили. Вот только зачем? Ведь вкладываться в такой портфель целесообразно на срок от года и более.

Другой разновидностью ПИФа может являться фонд, который работает с ликвидными активами. Структура его портфеля может состоять из акций предприятий нескольких отраслей, облигаций и непосредственно денежных средств. Причем это должны быть акции компаний первого эшелона и самые надежные, самые ликвидные облигации. В зависимости от конъюнктуры рынка структура портфеля может меняться очень сильно. И соотношение акций, облигаций и денег в портфеле инвестора зависит от того, как управляющая компания видит будущее рынка.

Для любителей выпить шампанского после благополучного завершения рискованных инвестиций более всего подходят фонды, работающие только с акциями. Причем здесь можно увеличить как ожидаемый доход, так и предполагаемый риск. Купив пай, состоящий из акций компаний какой-либо одной отрасли. Например, топливно-энергетических или тех, что заняты в области связи и телекоммуникаций.

Средства вкладчиков обычно инвестируются в обыкновенные и привилегированные акции выбранных предприятий. А при необходимости (если конъюнктура отвернется от вас) часть средств может быть переведена в корпоративные облигации предприятий этой же отрасли и наиболее надежные государственные облигации. Если решаться на инвестиции подобного рода, надо сразу закладываться на достаточно долгий срок — 2—3 года, а то и более.

Любители более-менее гарантированных и относительно быстрых денег могут, постаравшись, найти фонд, специализирующийся исключительно на привилегированных акциях компаний. Такие бумаги не могут участвовать в голосовании на акционерном собрании, выборах руководства и принятии каких-то судьбоносных решений. Однако по ним выплачиваются хорошие дивиденды (если, конечно, компания сработала с плюсом). Обычно портфель таких инвесторов составляют акции компаний, которые, по ожиданиям экспертов, должны будут выплатить наибольшие дивиденды. Но и здесь инвестиции имеют смысл лишь на срок от года и далее.

Не ПИФом единым

Нет, в данном случае речь пойдет не только об индивидуальном доверительном управлении. В стране не так много людей, которые могут одномоментно выложить десяток-другой тысяч долларов. А с меньшими деньгами искать своего индивидуального управляющего бесполезно.

Просто для прихода на фондовый рынок есть и другие возможности. В частности, так называемые ОФБУ — Общие фонды банковского управления. Как следует из самого названия, организатором ОФБУ является банк. Поэтому и регулирует их деятельность не Федеральная служба по финансовым рынкам, а сам Центробанк. Если пайщик ПИФа получает на руки ценную бумагу, которой является пай, то участник ОФБУ — сертификат долевого участия. В котором указано количество паев, приходящихся на его вклад в момент внесения средств.

ОФБУ имеют несколько достаточно ощутимых преимуществ перед ПИФами. В частности, им не надо оплачивать услуги депозитария, регистратора и аудитора. Все эти функции исполняет сам банк-учредитель. Сэкономленные таким образом издержки могут доходить до 3—4% от суммы вложений. Плюс — у них гораздо больший набор инструментов по сравнению с паевыми инвестиционными фондами. Их активами, к примеру, могут выступать и драгоценные металлы, и валюта, и другие ценности, в которые ПИФам запрещено вкладывать средства по закону.

С другой стороны, ПИФы тоже обладают преимуществами, недоступными для ОФБУ. К примеру, могут инвестировать в недвижимость, что “банкирам” категорически запрещено.

Хотя ОФБУ появились практически одновременно с ПИФами, они гораздо менее популярны. И начали активно развиваться, когда традиционные банковские инструменты для привлечения денег населения потеряли былую привлекательность. Вот банкам и приходится развивать новые виды услуг. К тому же ОФБУ унаследовали негативные черты репутации российских банков. Как только начинается очередной кризис, так и ОФБУ резко теряют доверие своих клиентов.

Такая порывистая, такая непредсказуемая… биржа

Биржа — очень тонкий и, можно даже сказать, нервный организм. Значимые заявления первых лиц государства, стратегические решения правительства по реформированию той или иной отрасли (например, по грядущей приватизации “Связьинвеста” или по либерализации рынка акций “Газпрома”), даже интервью или случайная обмолвка высокопоставленного чиновника могут как поднять, так и опустить рынок.

Так, к примеру, летом прошлого года обступившие замминистра финансов Шаталова журналисты буквально закидали его вопросами о дальнейшей судьбе ЮКОСа. Отвечая на один из вопросов, замминистра сказал, что до августа решение по одному из аспектов дела находится в компетенции одного ведомства, а с августа станет заботой уже совсем другого министра. Коллеги из одного информагентства совсем чуть-чуть исказили высказывание Шаталова (может, это даже был технический сбой при диктовке по телефону), но заявления вполне хватило для того, чтобы акции компании рванули вверх. Да так, что торги на бирже в этот день пришлось прекращать дважды.

К тому же необходимо помнить, что за всплесками активности всегда следует спад. Рынок не может расти постоянно и безосновательно. Если он завышен, обязательно скорректируется вниз. И, подобно качелям, он все время куда-то движется: вверх—вниз. Даже если в целом на фондовом рынке наблюдается застой, все равно в каких-то его сегментах — “жизнь”.

Главное — работать в одном ритме с этими качелями. Покупать, когда дешево. Продавать, когда дорого. Но это уже забота тех профессионалов, которым вы доверите свои деньги. А для нас главное — не ожидать, что в реальной жизни начнутся чудеса. Даже очень хорошая и высокопрофессиональная работа может принести результат, не выходящий за грани разумного. Точно так же, как любая девушка может дать не больше, чем у нее есть.

Справка “МК”

• По состоянию на март 2005 года в Российской Федерации зарегистрировано 268 паевых инвестиционных фондов. Их активы превышают на данный момент 122 млрд. рублей. За последний год количество ПИФов выросло почти в полтора раза. В развитых европейских странах и в США большая часть накоплений граждан находится не на банковских депозитах, а инвестированы через пенсионные, страховые фонды и фонды коллективного управления на фондовый рынок.


• В конце первого квартала этого года в стране насчитывалось 45 Общих фондов банковского управления. Их активы составили свыше 4 млрд. рублей. Примечательно, что в начале прошлого года существовало менее 30 ОФБУ. По результатам прошлого года самый доходный ОФБУ принес своим пайщикам чуть более 30%. По мнению аналитиков финансового рынка, с началом работы системы страхования вкладов, когда уровень доверия к банкам заметно повысился, ОФБУ начнут стремительно развиваться. При выборе ОФБУ можно руководствоваться теми же критериями, что и для ПИФов.


Что надо знать, выбирая ПИФ:

Безусловно, все рекомендуют в первую очередь изучить историю ПИФа и не связываться с таким, который организован всего лишь год или даже полгода назад. Оптимальным многие эксперты называют срок существования фонда не менее трех лет. Но лишь этими данными не стоит ограничиваться. Хорошо бы еще узнать, каким был максимальный убыток фонда за историю его существования. Если он превысил 10%, можно вежливо попрощаться. Достаточно характерными критериями могут быть и размер минимального взноса, и структура активов, входящих в портфель, и, безусловно, объем средств, находящихся в управлении.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру