Под занавес “Золотой маски”

Телу — время!

Вчера вечером национальная театральная премия и фестиваль “Золотая маска” назвала имена победителей и торжественно завершила свой очередной марафон. Среди тех постановок, которые привлекли особое внимание театралов, оперно-балетные спектакли, представленные на “Маске” перед ее закрытием.


Каждый приезд балетной труппы Мариинского театра в Москву вызывает особо бурное кипение страстей среди столичных балетоманов. Одни упрямо доказывают: куда им, петербуржцам, до наших (то есть до артистов Большого). Другие, напротив, заходятся от восторгов и аплодисментов. Так случилось и в этот раз на фестивале “Золотая маска”, где Мариинка представила две программы — “Приношение Баланчину” и “Форсайт в Мариинском”. Равнодушных не было. Тем более если классик XX века, великий и прекрасный Джордж Баланчин, нам уже совсем как отец родной, то Уильяма Форсайта в России танцует только Мариинка.


Первым, конечно, шел “Баланчин”. Здесь фантастически хороша в “Вальсе” (музыка Равеля) Ульяна Лопаткина, она завораживает своим холодновато-отстраненным танцем, поющими линиями и печальным обликом. Ульяна танцует свой вальс, словно заранее предчувствуя его трагический финал, когда смерть накинет поверх ее снежно-белого наряда черную накидку, а героиню Лопаткиной, подняв высоко на руки, будут кружить в траурном танце артисты кордебалета. Мариинский кордебалет заслуживает отдельных похвал. Это строгость, точность и одухотворенность исполнения. Рисунок их танца так выразителен, что создается ощущение, словно его вычерчивает прямо у тебя на глазах остро отточенный карандаш художника.

Баланчин любил повторять, что балетный спектакль живет, пока жив его создатель. И умирает, когда из жизни уходит тот, кто его сотворил. Но артисты Мариинки доказывают обратное. Глядя на их исполнение, понимаешь, что творчество Баланчина не умерло. Доказательство тому — и “Четыре темперамента” (музыка Хиндемита), где в вариациях Флегматика с блеском выступил Андрей Меркурьев, и “Балле Империал” с такими искрометными звездами, как Диана Вишнева и Игорь Зеленский. “Балле Империал” задумывался Баланчиным как дань уважения Чайковскому, Петипа, императорскому балету. Мариинке удается передать торжество и красоту этого сложнейшего архитектурно-танцевального творения Баланчина. В их исполнении балет сияет и переливается, подобно драгоценному камню.

Если Баланчин — это блеск, красочность, кипение, то Форсайт — точный расчет, строгий ритм, сплошная геометрия. Никаких эмоций, а только тела, выворачивающиеся в резких, рваных, ломких движениях. Артисты, выступающие в композициях Форсайта “Steptext”, “Приблизительная соната”, “Головокружительное упоение точностью” и “Там, где висят золотые вишни”, поражают своей уверенностью и пониманием новой для них хореографии. Мариинка первой в России взялась за Форсайта и доказала, что способна на теловыкрутасы, от которых у зрителей слегка кружится голова. Среди тех, кто засветился на Форсайте, вновь хочется отметить Андрея Меркурьева, увлекающего своим темпераментом и трепещущими, словно крылья черного лебедя, руками; а также Наталию Сологуб, Андриана Фадеева, Леонида Сарафанова, демонстрирующих технику на грани фантастики. А еще общее для Мариинки головокружительное упоение точностью, красотой и мастерством.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру