Фронтовики, наденьте ордена!

Войну на своих плечах вынесли Иваны да Марьи

— Дочка, как мою фамилию крикнут, ты меня подпихни, а то я не слышу почти. Аппарат слуховой выписали, а он не работает ни шиша. Тулупов моя фамилия. Дмитрий Алексеевич.

В Пушкинском районе проходят сейчас торжественные встречи с ветеранами. Юбилейную медаль “60-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.” и памятные подарки от имени президента страны вручает исполняющий обязанности главы района Владимир Башкирцев.

На празднике он волновался не меньше стариков — это было заметно. В недавнем прошлом командир боевой части, генерал-майор, он не понаслышке знает, что такое война, потому как руководил спасательными операциями во многих “горячих точках”.

Во время одной из встреч, которая проходила в правдинской школе, Владимир Иванович признался: есть и другая причина, по которой он так волнуется. Он смотрел в зал и думал о том, что его отец мог бы быть здесь, среди ветеранов. Кадровый военный, прошедший всю войну, командир торпедного катера, он не дожил до 60-летия Победы. И Владимир Иванович в каждом из этих стариков видел и своего отца тоже. Те же складки морщин, сутулые плечи, осторожная походка…

Ветераны выходили за наградой один за другим. Как на перекличку, только медленно — при помощи клюки. Что ни говори, а самому молодому — 76 лет. Многим за 80.

…Снегирева Мария Николаевна, Полунина Мария Ивановна, Тимошенко Мария Тимофеевна, Цветкова Мария Семеновна, Цесаркин Иван Иванович, Якуничева Мария Егоровна, Сафонов Иван Николаевич…

— По праву Россия гордилась Иванами да Марьями, — подметил Владимир Башкирцев подавляющее количество этих имен в наградном списке.

8300 человек представлены в Пушкинском районе к этой награде — те, кто воевал, кто ждал и кто трудился на благо фронта. Кто прошел концлагерь и выжил, несмотря ни на что. Это была встреча-напоминание: подвиг этих людей никогда никакими наградами не оценить и никакими словами не выразить.

Тем не менее слова ветеранам все равно нужны. И сознание того, что о них помнят. Но, увы, одного сознания мало. Им необходима и помощь практическая. А она, к сожалению, случается не всегда...

Уже на лестнице я догнала маленькую сухую старушку, которая спускалась по ступенькам задом наперед, одной рукой держась за поручень, а другой опираясь на палку. Так ей было удобнее передвигать больную ногу. Только что подаренная юбилейная медаль победно блестела на старенькой кофте.

— Бабуль, помочь вам?

— Ты лучше мне в другом помоги. В музее здешнем мою фотокарточку видела? Вот медаль мне сегодня вручили. Я ее заслужила. Как война началась, мне 20 годков было, и я наравне с другими окопы рыла, кровь сдавала, делала вкладыши для патронов, ватные перинки на мушках, гранаты даже училась кидать…

Поудобнее пристроив клюку, старушка продолжила: “Я в доме жила, который под одной крышей еще троих притулил. Так я от соседей погорела, пока на работе была. Когда пожар мой домик “съел”, администрация меня в барак поселила, в комнату, где еще подселенцы. Так вот они меня к общему счетчику подключили. Сами свет жгут немерено, а у меня всего одна лампочка. Помоги мне, дочка, отдельный счетчик поставить. А то беда мне с соседями... И удобств в бараке нет. Помыться негде, а мне 83 года.

— А вы в очередь на жилье встали как погорелец?

— Да, встала... Все равно ить не дадут. Так мне бы хоть счетчик отдельный. Ты запиши, у меня комната по адресу: улица Народная, дом 11, комната 12. С соседями. Приходи, только не забудь, как меня звать. Анна Егоровна я, Селиванова.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру