Кремль за границей

Перед встречей с Путиным министры курят и рассказывают анекдоты

Запросто прогуляться по Кремлю нынче может любой — заплатить от 60 до 350 рэ и отправиться в Оружейную палату, Алмазный фонд или просто побродить по Соборной площади. Но — только до первого пешеходного перехода. Это виртуальная граница, за которую запрещено ступать простым смертным и где начинается совсем другой Кремль — центр управления страной. Там прохаживаются совершенно иные люди — президент, члены кабинета, премьер, и тоже есть свои “достопримечательности”. Сегодня только для читателей “МК” мы решили устроить экскурсию по этой обители власти.


Правительство в “безопасности”


Каждая рабочая неделя у Владимира Путина начинается одинаково — он садится во главе длинного стола и слушает министров. Это понедельничное совещание в зале заседаний Совбеза. Среди завсегдатаев мероприятия — Жуков, Кудрин, Зурабов, Иванов, Лавров и Греф. Бывают на совещании и “специально приглашенные гости”. Например, рассказать о подвижках в создании в России технопарков позвали министра связи Реймана. А обсуждение проезда льготников не обошлось без участия “ответственного за транспорт” Левитина. В ожидании начала министры курят в “предбаннике”, и довольно много. На этот вывод наталкивают две пепельницы на столике: каждая — с горкой бычков. Видимо, нервничают перед встречей с гарантом. Уже в зале, пока нет президента, представители Белого дома активно общаются друг с другом и даже иногда пытаются веселиться. Так, однажды один из постоянных участников позабавил присутствующих анекдотом на тему монетизации (“У вас еще остались льготы? Тогда мы идем к вам!”). Но после того как об этом написали две газеты, чьи журналисты тоже услышали продукт устного народного творчества, министры обсуждают исключительно серьезные вещи — вроде социально-экономических показателей. А максимум эмоций, который себе позволяют, ограничивается жестами. Алексей Кудрин, к примеру, мог бы преуспеть в телеигре “Пойми меня”, очень похоже изображая руками трамвай и троллейбус. Из всех приглашенных иной манерой общения обычно отличаются двое. Полуопальный советник ВВП Андрей Илларионов хранит имидж одиночки: молчалив — с соседями по столу почти не переговаривается, сидит с краю, вид имеет грустно-задумчивый. Что в общем-то понятно. А более уверенный в своем будущем замглавы Администрации Президента Игорь Сечин, напротив, демонстрирует постоянную готовность к общению — обойдет всех участников, каждому пожимая руку, и обязательно раскланяется с представителями СМИ, сконцентрированными в другом конце зала. Причем таким особенным образом, что любому из них кажется, что второй человек в АП приветственно улыбнулся именно ему. В зале заседаний Совбеза участники действа появляются в соответствии с иерархией — сначала министры, потом Сечин, затем одновременно входят главные фигуранты Администрации Президента и Белого дома — Медведев и Фрадков, и наконец — сам Путин. Мероприятие почти всегда начинается в полдень. Но разные неожиданности, с ним связанные, происходили тогда, когда обычное время менялось. Как-то начало совещания неожиданно перенесли на два часа раньше, на десять утра, — и днем страна узнала об отставке Квашнина с поста главы Генштаба. Обещавший быть громким разбор полетов по первым итогам монетизации, наоборот, происходил вечером. Правда, справедливости ради надо заметить, что корякского губернатора президент отставил в традиционное “правительственное” время.


“Главное — как следует вгрызться!”


В Ореховую гостиную, что тоже находится в первом корпусе Кремля, министры приходят ждать индивидуального приема у ВВП. А заодно — покурить и перемолвиться парой слов. Министр иностранных дел Лавров однажды поучаствовал в обсуждении журналистами, тоже коротавшими время до начала очередного президентского мероприятия, достоинств и недостатков экзотического фрукта под названием дуриан. Основной темой был невыносимый запах оного. “Главное — как следует вгрызться!” — тоном знатока советовал глава внешнеполитического ведомства. А министр обороны Иванов, заглянув с кем-то из коллег в Ореховую гостиную и обнаружив там “акул пера”, помнится, блеснул манерами, вежливо осведомившись у прессы: “Ничего, если мы тут покурим?” Шефу российского Пентагона, конечно же, никто препятствовать не стал. Лидер по количеству разношерстной публики, в нем бывающей, — Екатерининский зал Кремля. Это, пожалуй, самое праздничное помещение в первом корпусе — в нежно-голубых тонах, с белыми колоннами и уходящим далеко ввысь куполообразным потолком. Здесь помимо чиновников можно увидеть ученых, врачей, деятелей культуры, артистов... Ведь используют зал обычно для церемоний вручений госнаград и проведения всевозможных советов при президенте. Интерьер меняют сообразно случаю: в первом — ставят стульчики и трибуну, во втором — круглый стол по периметру зала. А вот Гербовый зал — пожалуй, самый тесный в резиденции президента. И гнетущий — он оформлен в тяжелых, темно-красных тонах с вышитыми золотом гербами. Там Владимир Путин и его зарубежные гости зачитывают для прессы свои заявления по итогам переговоров. Пару лет назад, например, в паре с гарантом выступал Нурсултан Назарбаев. А совсем недавно — Виктор Ющенко. Вопросов для журналистов формат мероприятия не предусматривает, но в последнем случае Путин внезапно предложил газетчикам задать по одному. Возможно, на ВВП оказал влияние цвет стен? Ведь по утверждениям психологов, красный придает дополнительную уверенность в своих силах и даже некоторую агрессивность.


Над министрами закачалась люстра...


Сердце первого корпуса Кремля — конечно же, кабинет президента. Чаще всего здесь Путин проводит беседы один на один с министрами, губернаторами и прочими облеченными властью персонами. В других случаях выбор этого помещения свидетельствует о том, что проводимому мероприятию придают особое значение “наверху”. Здесь, например, Путин вручал награды отметившим 90-летние актерам Зельдину и Смирновой. На рабочем месте ВВП прошло и недавнее совещание с главами регионов и министрами по поводу объединения Красноярского края с Таймыром и Эвенкией. Одна из особенностей президентского кабинета — в нем всегда опущены шторы и горит свет. Из-за источника последнего однажды чуть не пострадали члены правительства, прибывшие обсуждать с Путиным повышение денежного довольствия военнослужащим. Звукооператоры, в своем стремлении не упустить ни единого слова государственных мужей для телесюжетов, бросились опускать микрофоны поближе к ораторам. И в этот момент над головами министра обороны, министра внутренних дел и главы ФСБ угрожающе закачалась внушительная хрустальная люстра — сразу несколько телевизионщиков нечаянно задели ее длинными штативами, на которых крепились микрофоны. На лицах остальных свидетелей этой сцены отразился испуг. Но, к счастью, обильно вложенные, еще при первом Президенте РФ, средства в ремонт Кремля себя оправдали — осветительный прибор дислокации не изменил. А вот в Представительском кабинете — в бело-зеленых тонах, с камином, — гарант, как правило, принимает других гостей — зарубежных. Пожалуй, наиболее яркое впечатление от этого зала связано с визитом туркменского лидера Сапармурата Ниязова. Тогда Президента РФ и свиту гостя внезапно озарил свет — это на солнце заиграл шикарный бриллиант в печатке на пальце “отца всех туркмен”. А в прошлом году глава государства выступил здесь в нестандартной роли — экскурсовода на общественных началах. Из Представительского кабинета ВВП лично повел показывать Кремль группе школьников из Латвии.


Догнать Абрамовича!


Раз в несколько месяцев крупное политическое действо происходит в другом здании на территории Кремля — в Большом Кремлевском дворце губернаторы собираются на Госсовет. Региональные главы оккупируют “золотой” Александровский зал — в нем проходит заседание, но сначала как следует готовятся к событию в более скромном Георгиевском. Закусывают печеньем, крошечными, тающими на языке пирожными, пьют кофе и заодно обмениваются последними новостями из жизни своих вотчин. Здесь же губернаторы могут вспомнить прежние совфедовские времена, когда они то и дело “гремели” в теленовостях, и как следует засветиться в камеры — неспешно и с удовольствием дают комментарии журналистам по темам Госсовета и по любым другим вопросам тоже. В этом зале, еще задолго до закона о назначении губернаторов президентом, предводитель Чукотки впервые символизировал активный рост молодой губернаторской поросли, в ближайшем будущем грозящей вытеснить региональных “старожилов”. В тот день последние по обыкновению в разных концах зала мирно общались с представителями СМИ. Неожиданно в помещении появился новоявленный чиновник Абрамович. Большинство журналистов с камерами, фотоаппаратами и диктофонами, побросав своих собеседников, кинулись за чукотским главой. Роман Аркадьевич же, отличавшийся тогда большой стеснительностью в контактах с прессой, со скоростью, которой могли позавидовать лучшие нападающие подведомственной ему “Челси”, ринулся в соседний зал. В суматохе толпа буквально откинула в сторону тульского губернатора Стародубцева и пару его коллег. “Ишь, как за Ромкой-то побежали!” — с нотками зависти в голосе сказал на это представитель родины пряников. Его соратникам оставалось лишь осуждающе покивать. Но во властной части Кремля имеются, конечно же, не только роскошные залы для государственных нужд, но и гораздо более скромные помещения для неотложных задач другого рода. Речь о туалетах. Главная традиция кремлевских уборных — вытирать руки здесь принято хрустящими белыми полотенцами. А с другой — загадочной — особенностью в одной из дамских комнат Кремля корреспондент “МК” столкнулся несколько дней назад. Обнаружив, что над раковиной хлещет вода, а вокруг никого нет, автор этих строк завернула кран. Дверь в кабинку оказалось незакрытой на замок, но сама она при этом была занята. Вышедшая оттуда девушка — судя по форме, из работниц сферы быта — пояснила, что по коридору мимо женского туалета могут проходить мужчины. (Странно, стены в первом корпусе вроде бы достаточно толстые. — В.Б.) Посему в уборной надо включать воду. В самом “кабинете задумчивости” при этом можно не запираться: открытый кран для остальных визитерш сигнализирует “занято”. Глубинный смысл столь сложной затеи репортер “МК” пытается постичь до сих пор. Впрочем, как гласит история, некоторые кремлевские загадки навсегда остаются неразгаданными.


ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Резиденция Президента России в первом корпусе Кремля состоит из двух частей — деловой и представительской. Рабочий и представительский кабинеты президента, кабинеты его ближайших помощников, зал заседаний Совета безопасности, президентская библиотека расположены в деловой части. А залы для деловых и торжественных встреч, анфилада которых протянулась от приемной Представительского кабинета президента вдоль всего главного фасада Сенатского дворца, входят в представительскую часть.

На понедельничных совещаниях президента с членами правительства обычно присутствует порядка 10 участников (кроме самого Путина).

Госсоветы в БКД собирают около сотни человек — на них съезжаются все губернаторы и полпреды президента в федеральных округах.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру