Мастер и паразиты

Легче в космос слетать, чем поставить на бульваре бронзового Булгакова

10 лет столица пыжится увековечить Булгакова хоть в камне, хоть в бронзе, хоть как. А могла бы быть первой: ибо нигде, кроме Киева, нога Булгакова-скульптуры не ступала. Но… никак мастер не увековечивается! А то, что он в аналитических сводках ведущих мировых книжных ярмарок проходит как “самый читаемый”, ни для кого не аргумент. По последней инфе, городские власти, уж было “затвердившие” место для скульптуры на Андреевской набережной, вновь пересматривают место… Эта “резинка” нескончаема.

Все надеялись, что бронзовый мастер появится в Москве на свое 65-летие со дня смерти (март). Зря. Никто и в ус не подул. Теперь — новая дата: 115 лет со дня его рождения (май 2006-го). Но в бюджете города на указанный период “Булгаков не заложен”.

— Понятно, чем Булгаков не угодил властям в 20—30-е годы. Но чем он провинился сейчас? — вопрошает г-н Шиловский , наследник писателя по линии вдовы, Елены Сергеевны. — Ведь инициатором создания памятника стали ни Минкульт или правительство Москвы, а я…

Из истории вопроса: еще с 1998-го на первых градсоветах обсуждали как минимум три места для установки — Патриаршие пруды, Воробьевы горы, Бульварное кольцо. Присутствовавший на том совете Олег Ефремов восклицал: “Булгаков — не моряк, чего его на пруду-то ставить?!” Но всех так и клонило водрузить мастера близ “Нехорошей квартиры”, признав тем самым приоритет “Мастера и Маргариты” среди всех булгаковских творений. Объявили конкурс. Выиграл Александр Рукавишников (кстати, архитектором выступил г-н Кузьмин, главный архитектор Москвы). Пресса до сих пор пышно живописует арт-композицию: Булгаков на лавочке, незамерзающий фонтан, по которому шествует Иешуа... Вышел приказ мэра Москвы — чтобы к 1 сентября 2002 года памятник стоял на Патриарших.

Но “народное восстание” привело к провалу всей затеи с установкой памятника.

Когда “мартовская дата” успешно прошла без Булгакова, мы тут же связались с главным по памятникам в Москве, г-ном Тантлевским , руководителем Службы культурного наследия, который изрек:

— Не планируем в этом году. Этот разговор вообще беспредметен, и мне странно, что вы его заводите. Это как прийти в гости к художнику и попросить взглянуть на недописанную картину. И нечего разжигать страсти и провоцировать тысячи писем в наш адрес.

...Пока же элементы скульптурной композиции хранятся отчасти на даче у Рукавишникова, отчасти же в разных снимаемых им помещениях. Как-то на дачу пожаловал режиссер Бортко, тогда еще только замышлявший “Мастера и Маргариту”. Ему так понравились найденные Рукавишниковым образы, что даже своего куклу-Бегемота он полностью “списал” с рукавишниковского. Звоним Александру Иулеановичу:

— Спасибо, что кто-то еще интересуется этим вопросом. Мне очень жаль, что памятник в свое время не поставили на Патриарших. Теперь же мы рассчитываем на Андреевскую набережную. Как вы знаете, там недалеко — монастырь. Поэтому отдельные личности, в частности настоятель, очень против постановки скульптур, хотя у меня нет ни Воланда (это все равно как Гитлера ставить), ни Азазелло… Только сейчас мы завершаем литье-сборку автомобиля, на котором мастер с Маргаритой, обнявшись, взмывают в небо. Мы не торопимся, потому что истории этой нет конца. Наши противники, например, утверждают, что на месте установки раньше были чумные захоронения. Мы обратились к историкам. Те ответили: полная чушь! Кто будет хоронить чумных вдоль реки, которая понесет на тысячи километров эту заразу? Короче, выдумывают глупости, лишь бы не ставить! Но у нас все наготове!

— Сколько денег вы лично затратили на разработку и отлив скульптур?

— Где-то 20% — я и 80% — город.

Шутка сказать, но сторонние наблюдатели уже подметили, что если бы наследники, фонды и комитеты столь рьяно не ратовали за бронзового Булгакова, он возник бы сам собой, в череде прочих... Потому что подобные дела могут идти лишь естественным порядком, от сердца и без суеты, памятник народному писателю должен возводить народ... И не по разнарядке какого бы то ни было правительства. А сейчас, когда уже есть план возвести “композицию” (читай: досуговый комплекс с автобусами, туристами, магазинами etc.), то есть идея от “бюста” разрослась до новой “столичной достопримечательности”, воплотить все задумки становится все труднее и труднее. Интересы очень многих людей поставлены на карту. Так как же к этому относиться как не к прямому паразитированию на имени писателя? Зачем же тихую и глубокую память о большом мастере превращать в “Диснейленд”?

Мнения о памятнике:

Юрий Любимов, худрук Театра на Таганке, впервые поставивший “Мастера и Маргариту”:

— Я за то, чтобы был памятник Булгакову, а не композиции с примусами и Бегемотами. Кроме того, конкурс на памятник надо было делать закрытым. А так... Конечно, я хочу, чтобы памятник стоял. Лишь бы не походил на Петровский...

Театральный режиссер Андрей Житинкин (ставил “Роковые яйца”):

— Все, что происходит вокруг памятника, меня совершенно не удивляет. Вижу в этом мистический подтекст: фильмы по произведениям Булгакова не выходят, памятники не ставятся. Он продолжает мучиться и после смерти. Я-то считаю, что в свое время именно режим его убил: ему не дали выехать за рубеж и пройти курс лечения у хороших докторов. “Так получай же и после смерти!”


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру